Понятия апперцепции и рефлексии у Канта и понятие рефлексии у Гуссерля
Отзывы
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)


Всего просмотров
154


Скачивания
4
Образовательные программы
УДК
1 ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ
Дата выпуска
30.05.2023
Год выпуска
2023
DOI
10.18254/S271326680025802-2
Понятия апперцепции и рефлексии у Канта и понятие рефлексии у Гуссерля
Аннотация

В статье рефлексия рассматривается как метод и условие трансцендентальной философии Канта и Гуссерля. В начале статьи автор обращается к предшественникам Канта, использовавшим термин рефлексии (Вольф, Баумгартнер) и делает вывод, что Кант при обращении к рефлексии скорее примыкает к традиции, заложенной Лейбницем. С опорой на текст «Критики чистого разума» в статье утверждается, что именно с помощью рефлексии могут быть объяснено образование априорных категорий и априорных синтетических основоположений. Автор различает рефлексию и трансцендентальное единство апперцепции и рассматривает в рамках феноменологической интерпретации «Критики чистого разума» роль этого единства в предданности чувственного многообразия. В статье показывается преемственность в понимании рефлексии между трансцендентальной феноменологией и философией Канта. В философии Гуссерля рефлексия как метод связана с редукцией и созерцанием. Автор останавливается на особенностях использования рефлексии в исследованиях Гуссерля, к которым относятся, прежде всего, временной язык описания и зависимость рефлексии от феноменов, на который она направлена.

Орлова Юлия Олеговна (1970–2011) – российский философ, к.ф.н., в 1998 2011 работала на кафедре онтологии и теории познания философского факультета СПбГУ. Сфера научных интересов: трансцендентальная философия, философия Канта, феноменология Гуссерля, проблема времени, феноменологическая этика. В 2006 г. защитила кандидатскую диссертацию «Интенциональность и рефлексия: философские проблемы рефлексивного опыта сознания в философии И. Канта и Э. Гуссерля». Являлась членом редколлегий журналов «Метафизические исследования», «Горизонты феноменологии», «Horizon. Феноменологические исследования»

Первая публикация статьи: Между метафизикой и опытом // Материалы коллоквиума «Влияние немецкой философии на русскую философию с XIX века до начала XX века и дальнейшее развитие философии в Германии и в России». Под ред. Д.Н. Разеева СПб.: Изд-во С.-Петерб. филос. о-ва, 2001. С. 226 251

Библиография

1. Liedtke М. Der Begriff der Reflexion der Kant // Archiv für Geschichte der Philosophie 48, 1966. S. 207-216

2. Liedtke М. Der Begriff der reflektierenden Urteilskraft in Kants Kritik der reinen Vernunft. Hamburg, 1964.

3. Kant I. Gesammelte Schriften // hrsg. von der Königlich Preußischen Akademie der Wissenschaften. Berlin und Leipzig, 1923. Bd. XV.

4. Кант И. Пролегомены ко всякой будущей метафизике, которая может появиться как наука // Имманул Кант Собрание сочинений в 8-ми томах. Том 4. М.: Издательство «Чоро», 1994.

5. Kant I. Gesammelte Schriften // hrsg. von der Königlich Preußischen Akademie der Wissenschaften. Berlin und Leipzig, 1924. Bd. XVI.

6. Meier G. Fr. Vernunftlehre. Halle, 1752.

7. Meier G. Fr. Anfangsgründe aller schönen Wissenschaften, Halle 1748/49

8. Хайдеггер M. Кант и проблема метафизики. Пер. с нем. О. В. Никифорова. М., 1997.

9. Bassman Н. Ergebnisse einer Systemanalyse des Schematismus-Kapitels aus der «Kritik der reinen Vernunft». IX Internationaler Kant Kongress. Berlin 2000.

10. Кант И. Критика чистого разума // Кант И. Сочинения на русском и немецком языках. М.: Наука, 1994 – 2006. T. 2. Ч.1, 2.

11. Кант И. Критика чистого разума. Пер. с нем. Н. Лосского, под редакцией Ц. Г. Абраканяна и М. И. Иткина. М., 1994.

12. Кант И. Критика чистого разума. Перевод Н. Лосского, с вариантами переводов на русский и европейские языки. М., 1998.

13. Kopper J. Reflexion und Determination. Kantstudien, 108 (Erganzungshefte). W.d.G., 1976.

14. Zeidler K.W. Grundriss der transzendentalen Logik. Cuxhaven, 1992.

15. Husserl Е. Texte zur Phänomenologie des inneren Zeitbewusstseins (1893-1917). Hamburg. 1985.

16. Mertens К. Zwischen Letztbegründung und Skepsis. Kritische Untersuchungen zum Sebstverständnis der transzendentalen Phänomenologie Edmund Husserls. München, 1996.

17. Beils К. В. Transzendenz und Zeitbewußtsein. Zur Grenzproblematik des transzendental- phänomenologischen Idealismus. Bonn, 1987.

18. Held K. Lebendige Gegenwart. Die Frage nach der Seinsweise des transzendentalen Ich bei Edmund Husserl, entwickelt am Leitfaden der Zeitproblematik. Den Haag: Nijhoff, 1966.

19. Мерло-Понти М. Феноменология восприятия / Пер. с франц. под ред. И.С. Вдовиной, С.Л. Фокина. М: «Ювента», «Наука», 1999.

20. Anzenbacher А. Die Intentionalität beiThomas von Aquinund Edmund Husserl. München, 1972.

Полная версия доступна только подписчикам
Подпишитесь прямо сейчас