Моделирование межрегиональной миграции при дифференциации характеристик одной локальной общественной услуги
Моделирование межрегиональной миграции при дифференциации характеристик одной локальной общественной услуги
Аннотация

Гетерогенный характер предпочтений граждан страны, проживающих в разных экономических зонах, создает трудности для государства при удовлетворении потребностей населения в локальных общественных услугах. Американский экономист У. Оутс, исследуя данную проблему, вывел теорему о децентрализации, согласно которой ответственность за предоставление локальных общественных услуг целесообразно закреплять за местными самоуправлениями. При децентрализованном подходе локальные сообщества самостоятельно определяют параметры своей корзины общественных услуг. Данное условие создает ситуацию выбора для граждан: каждый индивид может «проголосовать ногами» за ту или иную юрисдикцию. В этом состоит суть гипотезы Тибу, исследованию которой посвящена настоящая работа. В статье предлагается агентная модель, имитирующая процесс межрегиональной миграции населения. Агентный подход является относительно новым направлением имитационного моделирования. Его суть заключается в представлении сложных процессов в виде совокупностей взаимодействующих друг с другом и с окружающей средой агентов. Каждый агент обладает индивидуальной целевой функцией, которую он стремится максимизировать (минимизировать) по установленным правилам. Из совокупности действий и взаимодействий агентов рождается глобальная динамика системы, представляющая особый интерес для исследования. В качестве активных агентов в предлагаемой модели выступают индивиды, обладающие уникальными функциями спроса по каждой общественной услуге. Регионы – пассивные агенты – агрегируют функции спроса индивидов. Из соотношения агрегированных функций спроса и региональных функций предложения формируются региональные равновесия по каждой общественной услуге. Перемещаясь между регионами, индивиды ищут для себя оптимальный вариант комбинации цен и объемов производства услуг. Миграция через изменение соотношений агрегированных функций спроса отражается на параметрах региональных равновесий, что создает для индивидов новую ситуацию выбора.  

Об авторах
Рамазанов Руслан Раисович
Младший научный сотрудник
Лаборатория современных проблем региональной экономики Центра стратегических и междисциплинарных исследований УФИЦ РАН
Библиография

1. Бахтизин А. Р. Агент-ориентированные модели экономики. М.: Экономика. 2008. 279 с.

2. Зулькарнай И.У. Моделирование горизонтальной конкуренции юрисдикций // Искусственные общества. 2014. Т. 9. № 1–4. https://artsoc.jes.su/s207751800000033-5-1/

3. Макаров В.Л., Бахтизин А.Р., Сушко Е.Д., Агеева А.Ф. Искусственное общество и реальные демографические процессы // Экономика и математические методы. 2017. Т. 53. № 1. С. 3–18.

4. Рамазанов Р.Р. Гипотеза Тибу: имитационный анализ // Доклады Башкирского университета. Т 3. № 6. 2018. С. 680-685.

5. Якобсон Л.И., Колосницына М.Г. Экономика общественного сектора // учебник для вузов 3-e изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт. 2014. – 558 с.

6. Buchanan J. M. (1986). The Demand and Supply of Public Goods. Rand McNally. Chicago

7. Lindahl E.R. Die Gerechtigkeit der Besteurung: Eine Analyse der Steuerprinzipien auf Grundlage der Grenznutzentheorie. – Lund, 1919.

8. Musgrave R.A. (1938). The voluntary exchange theory of Public Economy // Quarterly Journal of Economics. № 53. P. 2013–237

9. Oates W. E. An Essay on Fiscal Federalism // Journal of Economic Literature. 1999. 37 (3). Pp. 1120-1149.

10. Oates W.E. Fiscal Federalism // Harcourt Brace Jovanovich, New York. 1972.

11. Pigou A.C. Study in Public Finance. London, 1928.

12. Samuelson R.A. (1954). The pure theory of Public expenditure // Review of Economics and Statistics.

13. Tiebout C. A. Pure Theory of Local Expenditures // The Journal of Political Economy. 1956. Vol.64. No. 5. Pp. 416–424.

14. Tiebout C. An Economic Theory of Fiscal Decentralization // In: NBER, Public Finances, Needs, Sources and Utilization. Princeton (Univ.Press). 1961. Pp.79–96.

15. Weingast B.R. Second Generation Fiscal Federalism: Implications decentralized Democratic Governance and Economic Development // Initiative for Policy Dialogue. 2007. 71 p.

16. Weingast B.R. The Economic Role of Political Institutions: Market-Preserving Federalism and Economic Development // Law, Economic and Organization. 1995. Vol.11. No.1. Pp. 3–31.

Похожие
Гуляков А. Д. , Малько А. В. , Саломатин А. Ю.
Полная версия доступна только подписчикам
Подпишитесь прямо сейчас