К анализу дотеоретических оснований социологии образования: экспликация базовых метафор
Отзывы
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)


Всего просмотров
680


Скачивания
101
УДК
1 ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ
Дата выпуска
01.12.2012
Год выпуска
2012
ISBN
1814-9545
К анализу дотеоретических оснований социологии образования: экспликация базовых метафор
Аннотация

Статья посвящена анализу метафорических оснований социологических исследований образования. Авторы на конкретных примерах из собственных эмпирических проектов показывают механику работы исследовательских языков описания.

Исходя из того, что теоретический фундамент — концептуальные определения и исследовательские гипотезы — опирается на нетеоретические (или дотеоретические) предпосылки, авторы демонстрируют связь между научными понятиями и их дотеоретическими основаниями. Используя теорию метафоры в качестве инструмента экспликации аксиоматических допущений, они рассматривают социологическое исследование как серию «переводов» между взаимонепроницаемыми языковыми мирами (миром здравого смысла, миром социологической теории, миром управленческих решений). Выделены точки перехода, в которых исследование приобретает или, напротив, теряет свою строгую научность. Показано, что только шаги концептуализации, разработки инструментария и интерпретации данных совершаются по правилам научного метода. Базовые метафоры (уровень аксиом) опираются, скорее, на интуицию и воображение, процедуры сбора полевых данных — на логику здравого смысла и административные способности исполнителя, разработка рекомендаций же относится к сфере менеджмента. Обсуждаются методологические последствия метафорических смещений и эффектов «неконтролируемой экспансии метафоры». Подробно рассмотрены метафоры организма и рынка применительно к сфере образования.

Поскольку фундаментальным свойством метафоры является ее имплицитная экспансия (перенесение свойств вспомогательного субъекта на основной), экспликация исследовательских метафор, по мнению авторов, может существенно упростить решение проблемы «перевода» между различными «реальностями» исследовательского процесса.

Полная версия доступна только подписчикам
Подпишитесь прямо сейчас