«Никогда в жизни я не слышал столько абсолютной бессмыслицы»: политическая сатира как способ преодоления кризиса COVID-19
Отзывы
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)


Всего просмотров
140


Скачивания
19
Образовательные программы
УДК
81 Языкознание и языки. Лингвистика
Дата выпуска
01.09.2021
Год выпуска
2021
ISBN
2687-0088
«Никогда в жизни я не слышал столько абсолютной бессмыслицы»: политическая сатира как способ преодоления кризиса COVID-19
Аннотация

В данной статье рассматривается жанр политической сатиры в период, когда по всему миру вирус COVID-19 унес жизни многих людей и оказал глубокое драматическое влияние на социальное поведение в обществе. Население многих стран пережило «самоизоляцию», периоды принудительного домашнего заключения. В средствах массовой коммуникации появились изображения пустых улиц больших городов, символы радикальных изменений, необходимых в связи с чрезвычайной ситуацией в области здравоохранения, и неизвестные в западных странах со времен Второй мировой войны. В этой ситуации в основных печатных СМИ политические сатирики продолжали высмеивать официальные ответы властей на затянувшийся кризис, а в социальных СМИ начали появляться комические мемы. Цель данной статьи - рассмотреть связь политической сатиры и юмора, попытаться объяснить юмористический эффект этих мультимодальных артефактов в таких удручающих обстоятельствах и с прагматической точки зрения определить их социально-политическую функцию. В исследовании используются мемы, взятые из различных онлайн-источников (Facebook, Twitter, Google) в период пандемии, которые были проанализированы с применением комплексной методологии, с использованием понятий из исследований юмора, особенно понятия несовместимости (Morreall 2016), и основных положений лингвистической прагматики (Kecskes 2014). Результаты подчеркивают эмоциональную сторону этой формы сатиры и показывают, что мемы работают на основе ряда чувств (гнев, горечь, разочарование, отчаяние и т. д.), многие из которых были вызваны кризисом COVID-19 и политическими ответами на него. Перефразируя Уолтера Бенджамина (2008: 378), можно заключить: у человека могут «кончиться слезы, но не смех». Полученные данные способствуют нашему пониманию онлайн-сатиры как жанра, который использует возможности новых медиа для расширения социального потенциала традиционной формы оппозиционного дискурса.

Полная версия доступна только подписчикам
Подпишитесь прямо сейчас