В данной статье рассматривается жанр политической сатиры в период, когда
по всему миру вирус COVID-19 унес жизни многих людей и оказал глубокое
драматическое влияние на социальное поведение в обществе. Население
многих стран пережило «самоизоляцию», периоды принудительного домашнего
заключения. В средствах массовой коммуникации появились изображения
пустых улиц больших городов, символы радикальных изменений, необходимых в
связи с чрезвычайной ситуацией в области здравоохранения, и неизвестные
в западных странах со времен Второй мировой войны. В этой ситуации в
основных печатных СМИ политические сатирики продолжали высмеивать
официальные ответы властей на затянувшийся кризис, а в социальных СМИ
начали появляться комические мемы. Цель данной статьи - рассмотреть
связь политической сатиры и юмора, попытаться объяснить юмористический
эффект этих мультимодальных артефактов в таких удручающих
обстоятельствах и с прагматической точки зрения определить их
социально-политическую функцию. В исследовании используются мемы, взятые
из различных онлайн-источников (Facebook, Twitter, Google) в период
пандемии, которые были проанализированы с применением комплексной
методологии, с использованием понятий из исследований юмора, особенно
понятия несовместимости (Morreall 2016), и основных положений
лингвистической прагматики (Kecskes 2014). Результаты подчеркивают
эмоциональную сторону этой формы сатиры и показывают, что мемы работают
на основе ряда чувств (гнев, горечь, разочарование, отчаяние и т. д.),
многие из которых были вызваны кризисом COVID-19 и политическими
ответами на него. Перефразируя Уолтера Бенджамина (2008: 378), можно
заключить: у человека могут «кончиться слезы, но не смех». Полученные
данные способствуют нашему пониманию онлайн-сатиры как жанра, который
использует возможности новых медиа для расширения социального потенциала
традиционной формы оппозиционного дискурса.