КОМПЛЕКСНАЯ МОДЕЛЬ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ: ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
Отзывы
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)


Всего просмотров
764


Скачивания
109
УДК
1 ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ
Дата выпуска
06.01.2020
Год выпуска
2020
ISBN
2313-1683
КОМПЛЕКСНАЯ МОДЕЛЬ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ: ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
Аннотация
В статье приводится теоретическое обоснование и разработка авторской комплексной модели межкультурной компетентности, опирающейся на анализ и обобщение существующих в зарубежной и отечественной науке эмпирических моделей межкультурного взаимодействия. Содержание модели составляют 9 конструктов: межкультурная стабильность/устойчивость, межкультурная гибкость, межкультурная открытость, межкультурный интерес, отсутствие этноцентризма, культурная сензитивность, межкультурная эмпатия, управление межкультурными отношениями, толерантность к межкультурной неопределенности. Данные конструкты объединены в три группы характеристик: 1) межкультурные черты; 2) установки и особенности мировоззрения; 3) межкультурные навыки. Обоснованы основные механизмы, с помощью которых выделенные конструкты межкультурной компетентности способствуют межкультурной эффективности, - это поддержание в процессе межкультурного общения оптимального уровня чувствительности к неопределенности и оптимального уровня тревоги. Показана роль каждой составляющей межкультурной компетентности. Конструкты «Культурная сензитивность», «Межкультурная эмпатия», «Управление межкультурными отношениями», «Толерантность к межкультурной неопределенности», «Межкультурная гибкость» вносят весомый вклад в поддержание оптимального уровня чувствительности к неопределенности и тем самым способствуют повышению эффективности межкультурного взаимодействия. Благодаря таким составляющим межкультурной компетентности, как межкультурная эмпатия, межкультурный интерес, отсутствие этноцентризма, межкультурная открытость, толерантность к межкультурной неопределенности будет поддерживаться оптимальным уровень тревоги, способствующий эффективности межкультурному общению. Подчеркивается, что ни одна из составляющих межкультурной компетентности не является универсальным предиктором успешности межкультурного взаимодействия, такой эффект достигается только благодаря интегративному сочетанию с другими конструктами межкультурной компетентности.
Об авторах
Хухлаев О. Е.
зав. кафедрой этнопсихологии и психологических проблем поликультурного образования
Московский государственный психолого-педагогический университет
Гриценко В. В.
профессор кафедры этнопсихологии и психологических проблем поликультурного образования
Московский государственный психолого-педагогический университет
Полная версия доступна только подписчикам
Подпишитесь прямо сейчас