Teaching the Non‐Russian Adult Population of Orenburg Province from the Late 19th to the First Third of the 20th Century
Отзывы
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)


Всего просмотров
514


Скачивания
68
УДК
93/94 История
Дата выпуска
01.07.2020
Год выпуска
2020
ISBN
2312-8674
Teaching the Non‐Russian Adult Population of Orenburg Province from the Late 19th to the First Third of the 20th Century
Аннотация
В статье ставится проблема раскрыть просветительную и образовательную работу среди взрослого нерусского населения Оренбуржья в период с конца XIX века и вплоть до конца 1930-х гг. В статье дается краткий историографический обзор, а также источниковая база исследования. Начало статьи предваряет анализ данных Первой всеобщей переписи населе-ния 1897 г., что дает материал для размышления по поводу глубины задач, связанных с после-дующим просвещением нерусских национальностей губернии. Характеризуя дореволюционный этап, не вызывает сомнения роль органов местного самоуправления в культурно-просветительной работе среди нерусского населения губернии. Среди нерусского населения проводились народные чтения, устраивались библиотеки, вечерние курсы. Земства проводили серьезную работу по под-готовке квалифицированного педагогического персонала для обучения нерусских народностей. Кроме того, культурно-просветительной работой занимались общественные организации и част-ные лица. В годы Советской власти просветительной работе был придан политический акцент. Вся просветительная деятельность проводилась с помощью чрезвычайных методов, так как но-вой власти нужно было грамотное население в сжатые сроки и с минимальными затратами. Госу- дарство, в силу трудностей, связанных с Гражданской войной и голодом, переложила всю финан-совую нагрузку по обучению населения на общественные организации и частные лица. В начале 1920-х гг. с связи с указанными трудностями просветительная работа в губернии практически прекратилась, к середине 1920-х годов народное хозяйство восстанавливается, просветительная работа возобновляется. На рубеже 1920–1930-х гг. просветительная работа велась при помощи чрезвычайных кампаний. Следующий значимый этап ликвидации неграмотности среди нерусского населения пришелся на середину – вторую половину 1930-х гг. Таким образом, можно сделать вывод, что и в дореволюционный, и в советский период работа по обучению нерусского населе-ния сопровождалась определенными трудностями, а именно нехваткой средств, квалифицирован-ных кадров, непониманием необходимости учиться среди местного населения.
Об авторах
Петрич Лариса Владимировна
Доцент кафедры истории России, Оренбургский государственный педагогический университет
Полная версия доступна только подписчикам
Подпишитесь прямо сейчас