Teaching the Non‐Russian Adult Population of Orenburg Province from the Late 19th to the First Third of the 20th Century
Аннотация
В статье ставится проблема раскрыть просветительную и образовательную работу среди взрослого нерусского населения Оренбуржья в период с конца XIX века и вплоть до конца 1930-х гг. В статье дается краткий историографический обзор, а также источниковая база исследования. Начало статьи предваряет анализ данных Первой всеобщей переписи населе-ния 1897 г., что дает материал для размышления по поводу глубины задач, связанных с после-дующим просвещением нерусских национальностей губернии. Характеризуя дореволюционный этап, не вызывает сомнения роль органов местного самоуправления в культурно-просветительной работе среди нерусского населения губернии. Среди нерусского населения проводились народные чтения, устраивались библиотеки, вечерние курсы. Земства проводили серьезную работу по под-готовке квалифицированного педагогического персонала для обучения нерусских народностей. Кроме того, культурно-просветительной работой занимались общественные организации и част-ные лица. В годы Советской власти просветительной работе был придан политический акцент. Вся просветительная деятельность проводилась с помощью чрезвычайных методов, так как но-вой власти нужно было грамотное население в сжатые сроки и с минимальными затратами. Госу- дарство, в силу трудностей, связанных с Гражданской войной и голодом, переложила всю финан-совую нагрузку по обучению населения на общественные организации и частные лица. В начале 1920-х гг. с связи с указанными трудностями просветительная работа в губернии практически прекратилась, к середине 1920-х годов народное хозяйство восстанавливается, просветительная работа возобновляется. На рубеже 1920–1930-х гг. просветительная работа велась при помощи чрезвычайных кампаний. Следующий значимый этап ликвидации неграмотности среди нерусского населения пришелся на середину – вторую половину 1930-х гг. Таким образом, можно сделать вывод, что и в дореволюционный, и в советский период работа по обучению нерусского населе-ния сопровождалась определенными трудностями, а именно нехваткой средств, квалифицирован-ных кадров, непониманием необходимости учиться среди местного населения.