Devotio Moderna: нидерландский феномен на стыке времен
Отзывы
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)


Всего просмотров
15003


Скачивания
21
УДК
93/94 История
Дата выпуска
09.11.2014
Год выпуска
2014
Devotio Moderna: нидерландский феномен на стыке времен
Аннотация
В статье рассматривается влияние религиозного движения Devotio moderna на северный (христианский) гуманизм и Реформацию. Движение возникло в северных Нидерландах в конце XIV в. и ставило своей целью возрождение норм жизни раннехристианской общины. Две организационные структуры «Нового благочестия» — общины братьев общей жизни, живших как монахи, но без принесения обетов, и монастыри августинских уставных каноников Виндесгеймского капитула — получили в XV в. широкое распространение в Нидерландах и в Германии. Особенностью этого движения стало вовлечение в культурно-исторический процесс широких слоев населения и прежде всего городских. Распространение движения шло по проторенным торговым путям, что подтверждает бюргерский характер «Нового благочестия». Религиозная этика Devotio moderna основывалась на двух моментах. Во главу угла ставилась работа индивида над духовным совершенствованием собственной личности на путях следования земной жизни Христа. Вторым была обязательная передача этого персонального опыта другим людям. Отвергалась, как не приносящая пользы для духовной жизни, схоластическая университетская теология. Работа по религиозному просвещению народа велась в нескольких направлениях. Виндесгеймские каноники, в их числе Фома Кемпийский, чья книга «О подражании Христу» по числу изданий уступает только Библии, создавали простые по языку и по содержанию религиозные трактаты. Переписанные в скрипториях «Нового благочестия» книги Св. Писания и простые по языку и содержанию этико-религиозные сочинения на латыни и на народных языках распространяли религиозные знания среди грамотных слоев населения. Дома братьев общей жизни стали центрами, собиравшими по воскресным дням мирян и школьников для благочестивых бесед и чтения св. Писания на родном языке. Братья содержали также общежития для школьников, из которых вышли будущие гуманисты и реформаторы. Глубоко личное отношение к Богу и требование неустанной духовной работы индивида подготавливало почву для восприятия реформационных учений. Отрицание спекулятивного богословия, изучение и переписка сочинений отцов церкви, прежде всего Августина и Иеронима, придало северному гуманизму, в отличие от итальянского, специфически христианский характер.
Об авторах
Логутова Маргарита Георгиевна
Старший научный сотрудник Отдела рукописей Российской национальной библиотеки, хранитель западноевропейских рукописных фондов
Полная версия доступна только подписчикам
Подпишитесь прямо сейчас