Эстетико-теургический проект Серебряного века: от истоков к постановке проблемы
Аннотация
В статье рассматриваются два поворотных момента в истории феномена теургии, существенно повлиявших на его концептуальное оформление в начале XX века, в частности, в интеллектуальных поисках русских символистов младшего поколения. Первый момент - попытки неоплатоников в VI-V вв. н.э. теоретически осмыслить античную теургию, до этого на практике представлявшую, скорее, элитарную магию. На материале классических англоязычных филологов рассматривается заочная полемика Ямвлиха с Порфирием о возможности теургии как акта приобщения к божественному и спасения души теурга от изъянов человеческой природы, а также излагается учение Прокла о "божественных символах", обосновывающее важную для понимания теургии идею того, что бесконечное может заключаться в конечном посредством различного рода символов, как материальных, так и нематериальных, содержащихся в уме теурга. Второй анализируемый момент - философские поиски ранних немецких романтиков в конце XVIII века, их концепт "Buildunganschtalt" и эстетические идеи - убежденность в органическом единстве мира и преображающей силе искусства - в немалой степени повлияли на трансформацию представлений о содержании теургии и ее возможных форм претворения в жизнь к началу XX века. Подводя итог, автор защищает тезис о том, что теоретическое осмысление феномена теургии за более чем полторы тысячи лет истории прошло сложную эволюцию - от представления о теургии как наборе конкретных индивидуальных практик для спасения души теурга и созерцания самопричинного божества до коллективного проекта по преображению человеческой природы и спасению всего тварного мира.