Эпистемология неотомизма: учение Р. Гарригу-Лагранжа
Аннотация
В статье рассматривается учение о познании, разработанное Р. Гарригу-Лагранжем, доминиканцем и заметным католическим мыслителем первой четверти ХХ в. Показано, что Гарригу-Лагранж обосновывает реалистический вариант эпистемологии, базируясь на категории «здравого смысла», но данная категория у него понимается как классический lumen naturale. Это позволяет, с одной стороны, рассмотреть отношение «естественного разума» к внешнему миру и обосновать фундаментальные логические принципы познания, с другой стороны, определить границы «здравого смысла» и обозначить его направленность к «сверхъестественному» как своей цели. Главное значение Гарригу-Лагранж придает метафизической трактовке принципов познания, поскольку те структурные моменты, что оформляют мышление, являются, согласно доминиканцу, также и основными принципами бытия, которые гарантируют его объективность и познаваемость. Исходя из предположения о примордиальном акте схватывания (аппрегензии) бытия как факта существования, ГарригуЛагранж затем дедуцирует основные онтологические и эпистемологические категории, описывающие реальность и составляющие фундамент сообразности реальности и разума (adаequatio rei et intellectus), о котором говорит томистское понимание истины. Данное определение, согласно доминиканскому мыслителю, основано на логических категориях тождества, противоречия, субстанции, достаточного основания, каузальности и финальности. При этом категория финальности является не менее важной и фундаментальной, чем исходная категория тождества, из которой дедуцируются онтологические определения возможности и действительности, причины и следствия и т. д. Финальность образует основу существования живого единства реальности как в природе, так и в человеческом духе, более того, составляет основу для трансцендирования духа за свои пределы — к тому, что уже сверхъестественно и сверхсущностно — к Богу как абсолютной цели Всего. Это позволяет описать трактовку проблем познания, данную Гарригу-Лагранжем, как важный этап в развитии неотомистской гносеологии, преодолевающий психологизм Левенской школы, а также как исходный пункт для ряда альтернативных гносеологических проектов — трансцендентального неотомизма Ж. Марешаля, критического реализма Ж. Маритена и непосредственного реализма Э. Жильсона.