Школьное образование в колониальной Кении
Отзывы
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)


Всего просмотров
96


Скачивания
1
УДК
33 Экономика. Народное хозяйство. Экономические науки
93/94 История
32 Политика
Дата выпуска
26.02.2023
Год выпуска
2023
DOI
10.31857/S086919080023123-2
Школьное образование в колониальной Кении
Аннотация

Статья посвящена изучению системы школьного образования Кении колониальной эпохи. Исследован идейный базис образовательной политики британских властей в отношении трех основных этнических групп, проживающих в колонии, – европейцев, индийцев и африканцев. Прослежены основные отличия между государственными, миссионерскими и независимыми африканскими школами. Особое внимание уделено анализу специфики процесса обучения на примере сравнения европейских и африканских школ, включая колоссальную диспропорцию в объеме финансирования, различия в экзаменационных процедурах, условиях обучения, оснащении классов, содержании школьных программ, мотивации кенийских школьников к освоению знаний начального и среднего уровня. Первопроходцами в распространении грамотности среди туземцев были миссионерские сообщества. Протестантские и католические школы сочетали религиозное образование с передачей новой пастве базовых знаний о медицине, гигиене, строительстве, сельском хозяйстве. Огромное значение для церковных организаций и неофитов имела практика перевода библейских текстов на местные языки. К 1930-м гг. миссионерские и государственные школы начали работать по единому образовательному стандарту, определяемому административным аппаратом, что было частью мер по предупреждению развития антиколониальных настроений. Сегрегация на основе этнического и расового признака была нормой для колониального общества и обусловила ограниченный круг предметов, преподаваемых ученикам африканского происхождения. С 1925 г. кенийская интеллигенция успешно добивалась создания собственных образовательных учреждений, где самостоятельно определяла содержание учебного материала, делая упор на изучении английского языка и математики. Система школьного образования в этот период кенийской истории была частью общей системы имперского управления и обеспечила подготовку необходимых кадров, хотя подход к обучению именно африканцев с современной точки зрения справедливым назвать сложно. Колониальное наследие помогло властям независимой Кении во второй половине XX — начале XXIвв. добиться заметных результатов в сфере образования. Среди своих африканских соседей страна сегодня остается безусловным лидером по подготовке высококвалифицированных специалистов.

Об авторах
Карпов Григорий Алексеевич
Научный сотрудник
Институт Африки РАН
Библиография

1. Barnes C. An Experiment with Coffee Production by Kenyans, 1933–48. African Economic History. 1979. No. 8. Pp. 198–209.

2. Greenwood А., Topiwala H. Indian Doctors in Kenya, 1895–1940. The Forgotten History. New York: Palgrave Macmillan, 2015.

3. Hoehler-Fatton C. Founders and Foundresses: Revising the History, of a Kenyan Independent Church. Religion. 1998. No. 28. Pp. 393–404.

4. Kay S. African Roles, Responses and Initiatives in Colonial Education: the Case of Western Kenya. Paedagogica Historica: International Journal of the History of Education. 1976. Vol. 16. No. 2. Pp. 272–293.

5. Kiragu S. Conceptualising children as sexual beings: pre-colonial sexuality education among the Gĩkũyũ of Kenya. Sex Education: Sexuality, Society and Learning. 2013. Vol. 13. No. 5. Pp. 585–596.

6. Migration in Kenya: A Country Profile 2015. International Organization for Migration. Nairobi, 2015.

7. Mufaka K. Scottish Mission and the Circumcision controversy in Kenya 1900–1960. International Review of Scottish Studies. 2003. Vol. 3. Pp. 47–58.

8. Mwiria K. Education for subordination: African education in colonial Kenya. History of Education: Journal of the History of Education Society. 1991. Vol. 20. No. 3. Pp. 261–273.

9. Ocobock P. ‘Joy rides for juveniles’: vagrant youth and colonial control in Nairobi, Kenya, 1901–52. Social History. 2006. Vol. 31. No. 1. Pp. 39–59.

10. Spencer I.R.G. The First Assault on Indian Ascendancy: Indian Traders in the Kenya Reserves, 1895-1929. African Affairs. 1981. Vol. 80. No. 320. Pp. 327–343.

11. Wamagatta E.N. African Quest and Struggle for High Schools in Colonial Kenya: The Case of the Abortive Kiambu Local Native Council Central High School at Githunguri, 1926-34. Journal of Asian and African Studies. 2008. Vol. 43. No. 3. Pp. 345–362.

12. Wolf J.B. Asian and African Recruitment in the Kenya Police, 1920–1950. The International Journal of African Historical Studies. 1973. Vol. 6. No. 3. Pp. 401–412.

Полная версия доступна только подписчикам
Подпишитесь прямо сейчас