Восприятие представлений о «совершенной мудрости» Конфуция в философской мысли КНР (1949–1976)
Отзывы
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)


Всего просмотров
1701


Скачивания
70
УДК
33 Экономика. Народное хозяйство. Экономические науки
93/94 История
32 Политика
Дата выпуска
31.08.2020
Год выпуска
2020
DOI
10.31857/S086919080010850-2
Восприятие представлений о «совершенной мудрости» Конфуция в философской мысли КНР (1949–1976)
Аннотация

Статья посвящена проблеме интерпретации образа Конфуция (551–479) как «совершенно-мудрого» в КНР, начиная с 1950 х гг. и до окончания «культурной революции» (1966–1976). Временные рамки исследования охватывают период развертывания в Китае основных идео-логических кампаний в области культуры, которым сопутствовало и усиление контроля над развитием философии. Основные методы исследования – исторический анализ формирования традиционных черт образа Конфуция, а также сравнительный и языковой анализ китайских монографий, газет и журналов на предмет выявления особенностей и приемов интерпрета-ции образа Конфуция в них. Источниками послужили работы таких крупных исследователей китайской истории и философии, как Ян Юнго (1907–1978) и Фэн Юлань (1895–1990), а также материалы китайских газет и журналов, изданных в ходе «культурной революции». В статье рассматриваются изменения, которые происходили в отношении интерпретации образа и идей Конфуция в КНР, а также специфика критики мыслителя в связи с политиче-ской и идеологической обстановкой в стране.

Об авторах
Клементьева Татьяна Владимировна
студентка
Санкт-Петербургский государственный университет
Библиография

1. Афанасьев А.Г. Борьба против конфуцианства в период «Движения за новую культуру». Конфуцианство в Китае: проблемы теории и практики. Отв. ред. Л.П. Делюсин. М.: Наука. Главная редакция восточной литературы, 1982. С. 249–262.

2. Конфуций. Я верю в древность. Сост., перев. и коммент. И.И. Семененко. М.: Республика, 1995.

3. Кривцов В.А., Маркова С.Д., Сорокин В.Ф. Судьбы культуры КНР (1949–1974). М.: Наука, 1978.

4. Кроль Ю.Л. К проблеме культурного наследия в современном Китае (заметки об антиконфуцианской кампании). Народы Азии и Африки. 1979. № 2. С. 61–75.

5. Переломов Л.С. Конфуцианство в политической культуре стран дальневосточного региона. Культурное наследие в современной политической и социальной практике стран Дальнего Востока и Юго-Восточной Азии. СПб.: СПбГУ, Восточный ф-т; изд-во РХГА, 2011. С. 5–31.

6. Переломов Л.С. Конфуцианство и легизм в политической истории Китая. М., Наука, 1981.

7. Терехов А.Э. Представления о совершенных мудрецах (шэн) в китайских апокрифах (чэньвэй) эпохи Восточная Хань (25–220 гг. н.э.): диссертация на соискание учёной степени к.и.н. СПб, 2016. С. 61–137.

8. Чжуан-цзы. Ле-цзы. Пер. с кит., вступ. ст. и примеч. В.В. Малявина. М.: Мысль, 1995.

9. Ян Юнго. История древнекитайской идеологии. Перевод с кит. Ф.С. Быкова, Д.Л. Веселовского, Т.Е. Мытарова. М.: Издательство иностранной литературы, 1957.

10. Ян Юнго. Духовная культура Китая: энциклопедия в 5 т. гл. ред. М.Л. Титаренко. М.: Восточная литература, 2006. Т. 1. Философия. С. 651–652.

11. Beijing daxue Qinghua daxue da pipanzu (Peking University’s and Tsinghua University’s Critical Circle). Lin Biao yu Kong-Mengzhidao (Lin Biao and the Doctrine of Confucius and Mencius). Hongqi (Red Flag). 1974 № 2. http://marxistphilosophy.org/Hongqi/74/197402–08.htm, (дата обращения: 24.12.2019).

12. Chen Xi-xiang. Lin Biao he Kong laoer shi yiqiuzhihe (Lin Biao and Kongzi are birds of a feather). Renmin ribao (People’s Daily) 28.03.1974. http://www.ziliaoku.org/rmrb/1974–03–28–2#447768, (accessed: 01.03.2018).

13. Feng You-lan. Lun Kongqiu (About Confucius). Beijing: Renmin chubanshe (People's Publishing House), 1976.

14. Feng You-lan. Zhexue wenji (xia) (Anthology of Philosophy (Part 3)). Sansongtang quanji 13 (Complete works of the Hall of Three Pines, Vol. 13). Zhenzhou: Henan renmin chubanshe (Henan People's Publishing House), 2001. Pp. 32–58, 70–77, 130–165.

15. Gu Jie-gang. Chunqiu shidai de Kongzi he Handai de Kongzi (Confucius of the Spring and Autumn Period and Confucius of Han Period). Gushi bian (Disputes about Ancient History). Shanghai: Shanghai guji (Ancient books of Shanghai). Vol. 2. 1982. Pp. 130–139.

16. Jin Qiu. The culture of power: the Lin Biao incident in the cultural revolution. Stanford (California): Stanford university press, 1999.

17. Lee Kwai Sang. Inborn Knowledge (Shengzhi) and Expressions of Modesty (Qianci) On Zhu Xi's Sacred Image of Confucius and His Hermeneutical Strategies. Monumenta Serica: Journal of Oriental Studies. University of Newcastle. 2015. Pp. 87–93.

18. Lin Lin. Guanyu Kongzi sixiang de ji ge wenti – yu Yang Yong-guo xiansheng shangque (Several Issues on Confucius Thoughts – Taking Discussion with Mr. Yang Yong-guo). Wenshizhe (Philosophy of Humanities). Shangdong daxue bianji weiyuanhui (Editorial Committee of Shandong University). Jinan: Shandong renmin chubanshe (Shandong People's Publishing House). 1962. Vol. 5. Pp. 12–18.

19. Nylan M., Wilson T. A. Lives of Confucius: civilization's greatest sage through the ages. New York: Doubleday Religion, 2010. Ch. 3. Pp. 67–101.

20. Renzhi yu fazhi meiyou dandu cunzaiguo (The Rule of Men and the Rule of Law Never Came up Separately). Renmin ribao (People’s Daily) 18.01.1980. http://www.ziliaoku.org/rmrb/1980-01-18-5#529691 (accessed: 04.03.2018).

21. Yang Yong-guo. Kongzi wangu de weihu nuli zhi de sixiangjia (Confucius was a thinker who stubbornly defended slavery). Renmin ribao (People’s Daily) 07.08.1973. http://www.ziliaoku.org/rmrb/1973–08–07–2#438919 (accessed: 01.03.2018).

Полная версия доступна только подписчикам
Подпишитесь прямо сейчас