(Не) эффективная бизнес-коммуникация: все ли слова “монетизируются”?
(Не) эффективная бизнес-коммуникация: все ли слова “монетизируются”?
Аннотация

В настоящее время бизнес-коммуникация стремится быть эффективной. Однако достаточно сложно измерить ее результат. Бизнес определяет результат материальными параметрами. А как быть со словами, как их “монетизировать“, чтобы говорить об эффективности или неэффективности использования приемов, форм, выражений? В статье анализируется употребление слова эффективность применительно к деловому общению (методом контент-анализа с опорой на данные Национального корпуса русского языка), уточняются границы стоящего за этим словом концепта, рассматриваются такие параметры эффективности, как оперативность, плодотворность, действенность. Исходя из сформулированного Ю. Рождественским закона эффективности диалога, авторы анализируют скрипты – шаблоны разговора, которые могут как помогать в продажах товаров и услуг, так и затруднять их, и объясняют коммуникационные потери отсутствием рефлексивного слушания, использованием слов-этикеток и неразличением их синонимов. Анализу подвергаются также “устно-письменные“ гибридные тексты, использование в деловой речи заимствований и чрезмерно разговорных конструкций, оценивается соответствие стиля общения используемым речевым жанрам; особое внимание уделяется информационной насыщенности деловых сообщений, поскольку формализация деловой сферы часто приводит к включению в сообщение лишних сведений, а смысл исчезает за неструктурированным многословием. Авторы приходят к выводу, что эффективность передачи информации снижается и из-за различий в восприятии этикетных правил, в отношении поколений к использованию в деловой коммуникации разговорных формул и непринужденного тона, граничащего с фамильярностью. Главными факторами потери бизнес-коммуникацией эффективности авторы считают шаблонность и стереотипность речевого общения, смешение речевых жанров и стилей, информационную избыточность и многословие, а также коллизии в адресации, при которых предполагаемый “квазисвой“ оказывается “чужим“

Об авторах
Селезнева Лариса Васильевна
Доцент кафедры русского языка Российского государственного социального университета
Библиография

1. Андреева Ю. (2017а) Как грамотность и этикет влияют на бизнес. // Forbes, 07.08. (https://www.forbes.ru/karera-i-svoy-biznes/348845-kak-gramotnost-i-etiket-perepiski-vliyayut-na-biznes).

2. Андреева Ю. (2017б) Чистописание для взрослых. Ошибки, из-за которых теряют доверие // Forbes, 13.10. (https://www.forbes.ru/karera-i-svoy-biznes/351381-chistopisanie-dlya-vzroslyh-oshibki-iz-za-kotoryh-teryayut-doverie).

3. Блэк Дж. (2000) Экономика: Толковый словарь. М.: ИНФРА-М – Весь Мир (https://dic.academic.ru/dic.nsf/econ_dict/16954).

4. Грайс Г. П. (1985) Логика и речевое общение // Новое в зарубежной лингвистике, вып. 16: Лингвистическая прагматика. М.: Прогресс. С. 217–237.

5. Зарубежнова М. (2016) Продвижение на рынке b2b: главные трудности и ошибки менеджеров // Коммерческий директор, № 12 (https://www.kom-dir.ru/article/1589-prodvijenie-na-rynke-b2b).

6. Ильяхов М., Сарычева Л. (2017) Пиши, сокращай: как создавать сильный текст. М.: Альпина Паблишер.

7. Как писать деловые письма? (2015) // Meduza, 7 мая (https://meduza.io/cards/kak-pisat-delovye-pisma).

8. Кирсанова М.В., Аксенов Ю.М., Анодина Н.Н. (2008) Деловая переписка: учебное пособие. М.: ИНФРА–М.

9. Костомаров В.Г. (2010) Дисплейный текст как форма сетевого общения // Russian Language Journal. Vol. 60. P. 141–147.

10. Мартыненко Д. В. (2017) Самые распространённые вопросы при собеседовании: пример диалога // Мозг в коробке, 12.07. (https://mozgvkorobke.com/samye-rasprostranyonnye-voprosy-pri-sobesedovanii-primer-dialoga/).

11. Национальный корпус русского языка (2020) (http://www. ruscorpora.ru/new/).

12. Рождественский Ю.В. (2006) Теория риторики. М.: Флинта; Наука.

13. Северская О. И., Селезнева Л. В. (2019) Эффективная бизнес-коммуникация. “Волшебные таблетки? для деловых людей. М.: Эксмо.

14. Скрипты продаж, или Как продавать, не раздражая клиентов (2017) (https://www.kom-dir.ru/article/1138-skripty-prodaj).

15. Словарь русских синонимов (2020) (https://jeck.ru/tools/ SynonymsDictionary/эффективность).

16. Форсаж (2019) (http://forsageforum.ru/2019/07/08/).

17. Шмелева Е.Я. (2019) Менеджеры вместо писателей: законодатели языковой моды в современной России // Общественные науки и современность, № 4. С. 184–190

Полная версия доступна только подписчикам
Подпишитесь прямо сейчас