Диагностика регуляторных функций в старшем дошкольном возрасте: батарея методик
Отзывы
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)


Всего просмотров
1216


Скачивания
224
Образовательные программы
УДК
159.9 Психология
Дата выпуска
27.11.2020
Год выпуска
2020
DOI
10.31857/S020595920012593-8
Диагностика регуляторных функций в старшем дошкольном возрасте: батарея методик
Аннотация

Рассматривается модель регуляторных функций А. Мияке, примененная к детям дошкольного возраста. Основной целью исследования выступила апробация ряда субтестов диагностического комплекса NEPSY-II и теста “Сортировка карт по изменяемому признаку” для оценки уровня развития трех основных компонентов регуляторных функций (рабочей памяти, когнитивной гибкости и торможения) у российских дошкольников. Выборку составили 1386 детей (697 мальчиков и 689 девочек) в возрасте 5–7 лет, посещающих старшие и подготовительные группы детских садов в г. Москве. На части выборки была проверена ретестовая надежность данных. Представлены результаты выполнения методик для четырех возрастных групп (от 5 до 7 с шагом 0.5 года) отдельно для мальчиков и девочек. Проанализированы связи уровней развития разных компонентов регуляторных функций: в старшей группе эти связи различны для мальчиков и девочек, в подготовительной — одинаковы.

Об авторах
Веракса А. Н.
заведующий кафедрой психологии образования и педагогики факультета психологии
МГУ имени М.В. Ломоносова
Алмазова Ольга Викторовна
Доцент, кафедра возрастной психологии факультета психологии
МГУ имени М.В. Ломоносова
Бухаленкова Д. А.
Младший научный сотрудник факультета психологии
МГУ имени М.В. Ломоносова
Библиография

1. Алексеев А.А., Рупчев Г.Е. Понятие об исполнительных функциях в психологических исследованиях: перспективы и противоречия // Психологические исследования: электрон. науч. журн. 2010. № 4(12).

2. Алмазова О.В., Бухаленкова Д.А., Веракса А.Н. Диагностика уровня развития регуляторных функций в дошкольном возрасте // Психология. Журнал Высшей Школы экономики. 2019. № 16(2). С. 94–109.

3. Алмазова О.В., Бухаленкова Д.А., Веракса А.Н. Произвольность в дошкольном возрасте: сравнительный анализ различных подходов и диагностического инструментария // Национальный психологический журнал. 2016. № 24(4). С. 14–22.

4. Ахутина Т.В., Варако Н.А., Григорьева В.Н., Микадзе Ю.В., Скворцов А.А., Фуфаева Е.В. Нейропсихологическая диагностика и нейропсихологическая реабилитация нарушений управляющих (регуляторных) функций и критичности при повреждениях головного мозга. Клинические рекомендации. М., 2014.

5. Величковский Б.Б. Возможности когнитивной тренировки как метода коррекции возрастных нарушений когнитивного контроля // Экспериментальная психология. 2009. № 3. С. 78–91.

6. Веракса А.Н., Алмазова О.В., Бухаленкова Д.А., Якупова В.А. Развитие саморегуляции у дошкольников. Методическое пособие. 5–7 лет. М.: Мозаика-Синтез, 2019.

7. Веракса А.Н., Васильева М.Д., Арчакова Т.О. Развитие произвольности регуляторных функций в дошкольном возрасте: обзор современных зарубежных исследований // Вопросы психологии. 2016. № 6. С. 150–166.

8. Виленская Г.А. Исполнительные функции: природа и развитие // Психологический журнал, 2016. № 37(4). С. 21–31.

9. Выготский Л.С. Детская психология / Выготский Л.С. Собрание сочинений. М.: Педагогика, 1984. Т. 4.

10. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. М.: Академия, 2002.

11. Смирнова Е.О. К проблеме воли и произвольности в культурно-исторической психологии // Культурно-историческая психология. 2015. № 11(3). С. 9–15.

12. Эльконин Д.Б. Детская психология. М.: Академия, 2006.

13. Barkley R.A. The executive functions and self-regulation: An evolutionary neuropsychological perspective // Neuropsychology Review. 2001. № 11(1). P. 1–29.

14. Blair C. School readiness: Integrating cognition and emotion in a neurobiological conceptualization of children’s functioning at school entry // American Psychologist. 2002. № 57. P. 111–127.

15. Cadavid-Ruiz N., Río P., Egido J., & Galindo-Villadrón P. (). Age Related Changes in the Executive Function of Colombian Children // Universitas Psychologica. 2016. № 15(5). P. 1–10.

16. Diamond A., & Lee K. Interventions shown to aid executive function development in children 4–12 years old // Science. 2011. № 333. P. 959–964.

17. Diamond A., Kirkham N., & Amso D. Conditions under which young children can hold two rules in mind and inhibit a prepotent response // Developmental Psychology. 2002. № 38. P. 352–362.

18. Kiselev S.U. Deficit in executive abilities as a risk factor for emerging weakness in grammar understanding in Russian-speaking children // European Psychiatry. 2016. V. 33. P. 131–142.

19. Korkman M., Kirk U., & Kemp S.L. NEPSY II. Administrative manual. San Antonio, TX: Psychological Corporation, 2007.

20. Lehto J., Juujarvi P., Kooistra L., & Pulkkinen L. Dimensions of executive functioning: evidence from children // The British Journal of Developmental Psychology. 2003. № 21. P. 59–80.

21. Marcovitch S., O’Brien M., Calkins S.D., Leerkes E.M., Weaver J.M., & Levine D.W. A Longitudinal Assessment of the Relation between Executive Function and Theory of Mind at 3, 4, and 5 Years // Cognitive Development. 2015. № 33. P. 40–55.

22. Miyake A., Friedman N.P., Emerson M.J., Witzki A.H., Howerter A., & Wager T. (). The unity and diversity of executive functions and their contributions to complex “frontal lobe” tasks: A latent variable analysis // Cognitive Psychology. 2000. № 41. P. 49–100.

23. Montroy J.J., Bowles R.P., & Skibbe L.E. The effect of peers’ self-regulation on preschooler's self-regulation and literacy growth // Journal of Applied Developmental Psychology. 2016. № 46. P. 73–83.

24. Solovieva Yu., & Quintanar L. Qualitative syndrome analysis by neuropsychological assessment in preschoolers with attention deficit disorder with hyperactivity // Psychology in Russia: State of the Art. 2015. № 8(3). P. 112–124.

25. Veraksa A., Almazova O., Bukhalenkova D., Bayanova L., Popova R. Features of executive functions development in Moscow and Kazan preschoolers // European Proceedings of Social and Behavioural Sciences. 2018. № XLIII. P. 648–658.

26. Veraksa A.N., Bukhalenkova D.A., Kovyazina M.S. Language Proficiency in Preschool Children with Different Levels of Executive Function // Psychology in Russia: State of the Art. 2018. № 11(4). P. 115–129.

27. Visu-Petra L., Cheie L., Benga O., & Miclea M. The structure of executive functions in preschoolers: An investigation using the NEPSY battery // Procedia – Social and Behavioral Sciences. 2012. № 33. P. 627–631.

28. Welsch J.A., Nix R.L., Blair C., Bierman K.L., & Nelson K.E. The development of cognitive skills and gains in academic school readiness for children from low-income families // Journal of Educational Psychology. 2010. № 102. P. 43–53.

29. Willoughby M.T., Kupersmidt J.B, & Voegler-Lee M.E. Is preschool executive function causally related to academic achievement? // Child Neuropsychology: A Journal on Normal and Abnormal Development in Childhood and Adolescence. 2012. № 18(1), 79–91.

30. Yeniad N., Malda M., Mesman J., Van IJzendoorn M.H., & Pieper S. Shifting ability predicts math and reading performance in children: A meta–analytical study // Learning and Individual Differences. 2013. № 23. P. 1–9.

31. Zelazo P.D. The Dimensional Change Card Sort (DCCS): a method of assessing executive function in children // National Protocols. 2006. № 1. P. 297–301.

Полная версия доступна только подписчикам
Подпишитесь прямо сейчас