Предлагается психологическая модель субъекта затрудненного общения, в основе создания которой лежат идеи субъектно-деятельностного подхода. В качестве фундаментальных критериев отнесения субъекта общения к субъекту затрудненного общения рассматриваются направленность, интенсивность, качество преобразовательной активности. Они соответствуют уровню развития инди вида, обусловлены его субъектными, личностными свойствами, ведут к возникновению ситуации затрудненного общения, к психологическому подавлению и унижению личности партнера.
Представлен психологический портрет субъекта затрудненного общения, включающий характеристики его направленности в общении, ведущие установки, ценностные ориентации, отношения к се бе и другим, стили и способы взаимодействия, особенности мотивационно-потребностной сферы и социальных способностей. Сделан вывод о том, что субъект затрудненного общения - это многовариативный феномен.