Роль рефлексии в «процессуальной» этике ал-Хариса ал-Мухасиби
Отзывы
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)


Всего просмотров
100


Скачивания
1
Образовательные программы
УДК
1 ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ
Дата выпуска
30.05.2023
Год выпуска
2023
DOI
10.18254/S271326680024978-5
Роль рефлексии в «процессуальной» этике ал-Хариса ал-Мухасиби
Аннотация

В статье освещается в ракурсе концепта «процессуальности», предложенного А.В. Смирновым, а также в сопоставлении с нравственно-категорическим императивом Канта, понятие «рефлексия» и его место в этическом учении выдающегося иракского суфия (VIII-IX вв.) ал-Хариса ал-Мухасиби. Рефлексия является неотъемлемым компонентом непрерывного наблюдения мистика над своими помыслами и намерениями. Она основной инструмент очищения души и сердца на пути человека к Богу. Используемые в исследовании «дополнительные» инструменты – логико-смысловая теория Смирнова и этическое учение Канта – имеют целью показать принципиальное отличие мировоззренческой парадигмы ал-Мухасиби как представителя афро-азиатской цивилизации от парадигмы, в которой работает Кант как представитель западно-европейской цивилизации. Контрастность двух этик – «процессуальной» (ал-Мухасиби) и «субстанциальной» (Кант как представитель западно-европейской культуры) – выводит нас на теорию четырех типов цивилизационно-специфичной ментальности, разрабатываемой А.В. Парибком. Данная статья может и должна рассматриваться как демонстрация того, как работает метод «ситуативной герменевтики» Р.В. Псху, согласно которому исследователь вправе использовать те интеллектуальные разработки (порой нерелевантные друг для друга), которые помогают ему в лаконичной форме доходчиво и однозначно донести до читателя смысл исследуемого явления (понятия/текста).

Об авторах
Библиография

1. Псху Р.В. Ситуативная герменевтика. М.: Садра, 2022.

2. Picken N.G. al-Harith al-Muhasibi and spiritual purification between asceticism and mysticism / Routledge Handbook on Sufism. London, New York, 2021.

3. Smith M. An Early Mystic of Baghdad. A Study of the Life and Teaching of Harith b. Asad ak-Muhasibi a.d. 781- a.d. 857». London, 1935.

4. Picken N.G. Spiritual purification in Islam: the life and works of al-Muḥāsibī. London, New-York, 2011.

5. Кныш А.Д. Мусульманский мистицизм. Краткая история. СПб., 2004.

6. Калашников Е.А. Суфийские основания этической доктрины ал-Мухасиби // Вестник РУДН. Серия: Философия. 2006. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sufiyskie-osnovaniya-eticheskoy-doktriny-al-muhasibi (дата обращения: 15.12.2022).

7. Философия: Энциклопедический словарь. Под ред. А.А. Ивина. М.: Гардарики, 2004.

8. Кант И. Критика практического разума / Кант И. Собрание сочинений в 6 томах. М.: Мысль. Т.4, Ч. 1, 1965.

9. Смирнов А.В., Солондаев В.К. Процессуальная логика. М: Садра, 2019.

10. Парибок А.В., Псху Р.В. Мистическое переживание вечности как предел переживания времени. // Идеи и идеалы. 2020. Т. 12, № 4, ч.1.

11. Коран. Перевод И.Ю. Крачковского. [интернет-источник: https://falaq.ru/quran/krac/50#15] (дата обращения 15 декабря 2022 г.)

12. Псху Р.В. Трансцендентальная герменевтика как метод, или с какой стати Оберхаммер // Сагадеевские чтения-2022. Материалы научной конференции: сборник статей, посвященный памяти М.М. аль-Джанаби / отв. ред. сер. Р.В. Псху. М.: ООО «Садра», 2022.

Похожие
Полная версия доступна только подписчикам
Подпишитесь прямо сейчас