Храмовое барокко Тотьмы и Прибайкалья конца XVIII столетия как результат синтеза культур и дивидендов «Кяхтинского торга»
Отзывы
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)


Всего просмотров
264


Скачивания
20
УДК
33 Экономика. Народное хозяйство. Экономические науки
93/94 История
32 Политика
Дата выпуска
30.12.2022
Год выпуска
2022
DOI
10.18254/S268684310023803-1
Храмовое барокко Тотьмы и Прибайкалья конца XVIII столетия как результат синтеза культур и дивидендов «Кяхтинского торга»
Аннотация

В работе рассматриваются социокультурные последствия приграничной торговли между Россией и Китаем в Кяхте в XVIII столетии, в частности, становление двух региональных архитектурных школ: храмового барокко Тотьмы и Прибайкалья. Обсуждается развитие русско-китайских конфессиональных и культурных контактов (в том числе, возникновение русско-китайского архитектурного стиля), «культурный диалог» между православием и буддизмом в Прибайкалье и его отражение в архитектуре Сибирского барокко. Обосновывается положение, что расширение «кяхтинского торга», движение китайских и сибирских товаров, а также эстетических вкусов на запад имело следствием и своеобразный «реэкспорт» архитектурных приемов Сибирского барокко на Русский Север.

Об авторах
Головизнин Марк Васильевич
Московский Государственный медико-стоматологический университет имени А. И. Евдокимова
Библиография

1. Березницкий С. В. Караванная торговля России с Китаем и отечественная наука XVIII века. СПб.: МАЭ РАН, 2017. — 266 с.

2. Болдырев-Казарин Д. А. Народное искусство Сибири. Сибирская живая старина. Этнографический сборник. Вып. 2. Иркутск, 1924. С. 5–20.

3. Выголов В. П. Архитектура барокко в Тотьме. Памятники русской архитектуры и монументального искусства. Материалы и исследования. Вып. 1. М.: Наука, 1980. С. 103–125.

4. Дунаев Б. И. «Русский барокко» Строгановские церкви Нижнего Новгорода и Сольвычегодска. Б.м., 1915. — 15 с.

5. Крючкова Т. А. Иконы святых Русского Севера в иркутских храмах и музеях. От Русского Севера к Русской Америке. Великий Устюг в истории Сибири и Аляски. Вологда: Древности Севера, 2013. С. 68–84.

6. Крючкова Т. А. Иконописец. Китайские и сибирские страницы жизни монаха Чудова монастыря Виктора. Иркутский кремль Православный альманах. 2009. № 3. С. 43–45.

7. Кузнецов А. В., Новоселов А. М. По следам тотемского барокко: альбом-путеводитель. Вологда: Древности Севера, 2016. — 127 с.

8. Майдар Д., Пюрвеев Д. Б. От кочевой до мобильной архитектуры. М.: Стройиздат, 1980. — 216 с.

9. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Изд. 2. M.: Политиздат, 1967. Т. 12

10. Масиель-Санчес Л. К. Иркутские каменные храмы середины XVIII века. Архитектурное наследство. Вып. 49. М.: «КомКнига», 2008. C. 127–144.

11. Масиель-Санчес Л. К. Православные каменные храмы Западного Забайкалья XVIII – первой половины XIX в. История региональной традиции. Памятники русской архитектуры и русского монументального искусства XVI–XX вв. Вып. 7. М.: Наука, 2005. С. 178–207.

12. Материалы по истории русско-монгольских отношений. 1607–1636. Сборник документов. М.: Наука, 1959. —352 с.

13. Оцуки Гэнтаку, Симура Хироюки. Канкай ибун (Удивительные сведения об окружающих [землю] морях) Японская рукопись XIX в. Из рукописного фонда СПб ИВРРАН СПб.: Гиперион, 2009. — 392 с.

14. Петерссон Л. Архитектура деревянных церквей и часовен Заонежья. М.: Три квадрата, 2020. — 541 с.

15. Подъяпольский С. С. К вопросу о восточных элементах в московском зодчестве XV–XVI веков. Древнерусское искусство. Русское искусство позднего средневековья. 2003. С. 9–38.

16. Проскурякова Т. С. Особенности сибирского барокко. Архитектурное наследство. Вып. 27. 1979. С. 147–160.

17. Силин Е. П. Кяхта в XVIII веке. Из истории русско-китайской торговли. Иркутск: ОГИЗ Иркутск. областн. изд-во, 1947. — 204 с.

18. Цыденова Л. Б. Необычайная Кяхта. Улан-Удэ: НоваПринт, 2018. — 176 с.

19. Чернышова Н. К. Почитание святителя Инокентия Иркутского в духовной культуре России: книжная и рукописная традиция (1805–1919 гг.). Новосибирск: ГПНТБ СО РАН, 2009. — 536 с.

Полная версия доступна только подписчикам
Подпишитесь прямо сейчас