Доктрина «вилаят аль-факих»: трактовки, теоретические основания и история становления
Отзывы
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)


Всего просмотров
166


Скачивания
0
УДК
33 Экономика. Народное хозяйство. Экономические науки
93/94 История
32 Политика
Дата выпуска
19.09.2022
Год выпуска
2022
DOI
10.18254/S268684310021596-3
Доктрина «вилаят аль-факих»: трактовки, теоретические основания и история становления
Аннотация

После прихода к власти в Иране аятоллы Рухоллы Мусави Хомейни в результате «исламской революции» 1979 г. в этой стране установилась идеология «вилаят аль-факих» («правление факиха»). Термин, давший название политико-правовой доктрине, не нов — он появился у шиитов столетия назад и подразумевает необходимость руководствоваться авторитетом исламских богословов в период «великого сокрытия». Эта эпоха началась в 941 г., когда скончался последний «контактер» с исчезнувшим в 874 г. последним из 12 имамов — Мухаммадом ибн аль-Хасаном аль-Махди. По верованиям шиитов-двунадесятников, Имам аль-Махди жив и явится в конце времен. Слово «факих», на арабском буквально означающее «знающий или понимающий человек», в контексте исламской традиции приобретает значение мудреца, способного трактовать Коран и другие авторитетные религиозные тексты. Потребности практической жизни государства, общества и индивида в условиях затянувшегося отсутствия «сокрывшегося Имама» привела к повышению статуса факихов, «вынужденных» решать проблемы современности. Некоторые из них стали даже претендовать на политическую власть, ярчайшим выражением чего стала современная государственная идеология Исламской Республики Иран. Но даже те высшие религиозные авторитеты шиитов, которые не были сторонником права факиха на абсолютную власть, включающую и политическое правление (аль-вилая аль-мутлака), не смогли остаться вне политики, примером чего является фигура духовного лидера шиитов Ирака аятоллы Али ас-Систани, к слову которого прислушиваются не только иракские государственные деятели, но и зарубежные политики.

Об авторах
Крылов Герман Леонидович
Cоискатель Центра арабских и исламских исследований Института востоковедения РАН
Институт востоковедения РАН
Библиография

1. Аль-Амили М. Зикра аш-шиа фи ахкам аш-шариа (محمد جلال الدين مكي العالمي. ذكرى الشيعة في أحكام الشريعة; Упоминание шиитов в положениях шариата). Кум: Муассасат Аль аль-Бейт, 1419 г. хиджры (1997–1998). Т. 1. — 465 с.

2. Аль-Асбахани А. Рияд аль-улямаа ва хияд аль-фудаляа (عبدالله أفندي الأصبهاني. رياض العلماء وحياض الفضلاء; Сады ученых и водоемы достойных). Кум: Мактабат аятулла аль-узма аль-Марааши, 1403 г. хиджры (1982–1983). Т. 3. — 481 с.

3. Аль-Караки А. Джами аль-макасыд фи шарх аль-каваид (علي بن حسن الكركي. جامع المقاصد في شرح القواعد; Антология смыслов в разъяснении правил). Кум: Муассасат Аль аль-Бейт, 1408 г. хиджры (1987–1988). Т. 3. — 504 с.

4. Аль-Кулайни М. Усуль аль-Кафи (محمد بن يعقوب الكليني. أصول الكافي; Основы аль-Кафи). Бейрут: Дар аль-Муртада, 2005. — 873 с.

5. Аль-Муфид М. Аль-Иршад фи худжадж Аллах аля-ль-ибад (الشيخ المفيد محمد بن محمد ابن النعمان. الإرشاد في حجج الله على العباد; Руководство по доказательствам, данным Аллахом Своим рабам). Тегеран: Дар аль-худа, 1431 г. хиджры (2010). Т. 2. — 567 с.

6. Аль-Хайдари И. Траджидия Кербела (إبراهيم الحيدري. تراجيديا كربلاء; Трагедия Кербелы). Бейрут: Дар ас-Сакы, 1999. — 521 с.

7. Аль-Хилли Н. Ар-Расаиль ас-тисаа (نجم الدين أبو القاسم جعفر ابن الحسن الحلي. الرسائل السبعة; Семь посланий). Кум: Мактабат аятулла аль-узма аль-Марааши, 1413 г. хиджры (1992–1993). — 401 с.

8. Аль-Хилли Н. Мааридж аль-усуль (نجم الدين أبو القاسم جعفر ابن الحسن الحلي. معارج الأصول; Ступени основ). Кум: Муассасат Аль аль-Бейт, 1403 г. хиджры (1983–1984). — 264 с.

9. Аль-Хои А. Минхадж ас-салихин (أبو القاسم الخوئي. منهاج الصالحين; Путь праведных). Кум: Махр, 1410 г. хиджры (1989–1990). Т. 1. — 452 с.

10. Ан-Нуамани И. Аль-Гайба (ابن أبي زينب النعماني. الغيبة; Сокрытие). Аль-Казымийя: Дар аль-джавадейн, 2011. — 376 с.

11. Ас-Саиди А. Аш-Шейх Ибн аль-Джунейд аль-Искафий ва риядат аль-харака аль-фикхийя фи-ль-карн ар-рабиа аль-хиджрий (علاء السعيدي. الشيخ ابن الجنيد الإسكافي وريادة الحركة الفقهية في القرن الرابع الهجري; Шейх Ибн аль-Джунейд аль-Искафи и передовые идеи в фикхе в IV веке по хиджре). Бейрут: Марказ Ибн Идрис аль-Хилли ли-д-дирасат аль-фикхийя, 2008. — 90 с.

12. Ат-Туси А. Китаб аль-Гайба (أبو جعفر محمد ابن الحسن الطوسي. كتاب الغيبة; Книга о сокрытии). Бейрут: Дар аль-Фаджр, 1423 г. хиджры (2002–2003). — 289 с.

13. Ибн Бабавейх А. М. Камаль ад-дин ва тамам ан-ниама (أبو جعفر محمد علي ابن الحسين ابن بابويه. كمال الدين وتمام النعمة; Совершенство религии и полнота благодати). Тегеран: Мактабат ас-Саддук, 1390 г. хиджры (1970–1971). — 732 с.

14. Ибрагим Ф. Аль-факых ва-д-давля (فؤاد إبراهيم. الفقيه والدولة; Факих и государство). Бейрут: Дар Муртада, 2013. — 745 с.

15. Кашиф аль-Гитаа Д. Кашф аль-гиттаа ан мубхамат аш-шариа аль-гарраа (كاشف العطاء. كشف الغطاء عن مبهمات الشريعة الغراء; Снятие покрывала с удивительных неясностей шариата). Кум: Муассасат Бустан китаб, 1379 г. хиджры (1959–1960). Т. 1. — 413 с.

16. Конституция Исламской Республики Иран. URL: https://www.cis-emo.net/sites/default/files/imagesimce/constitution_of_iran.pdf (accessed 27.01.2022).

17. Шкейр Ш. Назарийят вилаят аль-факых ва тадаийятуха фи-ль-фикр ас-сийясий аль-ираний аль-муасыр (شفيق شقير. نظرية ولاية الفقيه وتداعياتها في الفكر السياس الإيراني المعاصر; Теория «вилаят аль-факых» и ее влияние на современную иранскую политическую мысль). 03.10.2004. URL: https://www.aljazeera.net/2004/10/03/%D9%86%D8%B8%D8%B1%D9%8A%D8%A9-%D9%88%D9%84%D8%A7%D9%8A%D8%A9-%D8%A7%D9%84%D9%81%D9%82%D9%8A%D9%87-%D9%88%D8%AA%D8%AF%D8%A7%D8%B9%D9%8A%D8%A7%D8%AA%D9%87%D8%A7-%D9%81%D9%8A (accessed 30.12.2021).

Полная версия доступна только подписчикам
Подпишитесь прямо сейчас