Социальная структура Цинского Китая. Часть 1: Казенное и податное крестьянство в системе «класс-государство»
Отзывы
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)


Всего просмотров
186


Скачивания
0
УДК
33 Экономика. Народное хозяйство. Экономические науки
93/94 История
32 Политика
Дата выпуска
19.09.2022
Год выпуска
2022
DOI
10.18254/S268684310021472-7
Социальная структура Цинского Китая. Часть 1: Казенное и податное крестьянство в системе «класс-государство»
Аннотация

Публикация представляет собой продолжение цикла общетеоретических работ Олега Ефимовича Непомнина (1935–2020), опубликованных в предыдущих выпусках «Восточного курьера» [Непомнин, 2019, 2020, 2021a, 2021b]. О. Е. Непомнин, китаевед и востоковед широкого профиля, относился к числу наиболее ярких теоретиков восточных обществ. Автор придерживается концепции «класса-государства», сформировавшейся в традиционном Китае и определявшей все сферы китайского социума, и, в частности, в эпоху Цин. Общество строилось на органическом сочетании низовой, или «малой» корпоративности: семья, патронимия, цех — и высшей, или «всеобщей» коллективности: Поднебесная, государство. Подобная система отличалась слабостью горизонтальных связей по классовой общности, сословию, социальной страте, прослойке при господстве вертикальных связей. Ее основой была связь «первичная ячейка — верховная власть». Поглощенность каждого в традиционном Китае «личной» микрообщностью и ячеистость социума вели к неразвитости и внутренней дробности сословий и социальных групп перед лицом всемогущего государства восточной деспотии. Автор доказывает, что в средневековом Китае «класс-государство» представлял собой крупное экономическое явление, имевшее собственный подсектор землевладения — казенные площади. Помимо этого, в сферу непосредственного господства бюрократии входил второй огромный подсектор — податные земли крестьян-налогоплателыциков. «Класс-государство» силами бюрократии и сословия шэньши обеспечивал целостность и единство обоих регионов. «Класс-государство» ежегодно получал в виде налогов, податей и иного обложения 40 % всей массы изымаемого из деревни реального и «условного» зерна — свыше 13 % общекитайского производства.

Об авторах
Непомнин Олег Ефимович
Главный научный сотрудник Института востоковедения РАН
Институт востоковедения РАН
Библиография

1. Исаева М. В. Представление о мире и государстве в Китае в III–VI веках н. э. М.: ИВ РАН, 2000. — 263 с.

2. Китай: традиции и современность. Отв. ред. Л. П. Делюсин М.: Наука, 1976. — 335 c.

3. Непомнин О. Е. Внешнеполитическая доктрина традиционного Китая. Восточный курьер. 2021a. № 3–4. C. 69–84.

4. Непомнин О. Е., Иванов Н. А. Типология азиатских обществ. М.: Восточная литература, 2010. — 440 с.

5. Непомнин О. Е. История Китая. XX век. М.: Крафт+, 2011. — 736 с.

6. Непомнин О. Е. История Китая. Эпоха Цин. XVII – начало XX века. М.: Восточная литература, 2005. — 712 с.

7. Непомнин О. Е. Китай в контексте мировой истории. Восточный курьер. 2019. № 1–2. С. 62–76.

8. Непомнин О. Е. Китайская и японская модели традиционного общества. Восточный курьер. 2020. № 3–4. C. 51–68.

9. Непомнин О. Е., Позднеева Л. Д., Степугина Т. В. Китайская культура. Древность, Средневековье, Новое и Новейшее время. М.: ИВ РАН, 2019. — 532 с.

10. Непомнин О. Е. Политический строй Цинской империи. Восточный курьер. 2021b. № 1–2. C. 46–60.

11. Непомнин О. Е. Социально-экономическая история Китая. 1894–1914. М.: Наука, 1980. — 368 с.

12. Непомнин О. Е. Экономическая история Китая (1864–1894 гг.). М.: Наука, 1974. — 304 с.

13. Социальная структура Китая. XIX – первая половина XX в. Отв. ред. О. Е. Непомнин. М.: Наука, 1990. — 436 с.

14. Тихвинский С. Л. История Китая и современность. М.: Наука, 1976. — 360 с.

15. Elman B. A. From Philosophy to Philology: Social and Intellectual Aspects of Change in Late Imperial China. Cambridge: Harvard University Press, 1984. — 368 p.

16. Levenson J. R. Confucian China and Its Modern Fate: The Problem of Intellectual Continuity. Vol. 1. London: Routledge, 2005. — 248 p.

Полная версия доступна только подписчикам
Подпишитесь прямо сейчас