«Хикифуда», или как выглядела японская реклама на рубеже XIX–XX вв. (Коллекция из фондов РГБИ)
Отзывы
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)


Всего просмотров
120


Скачивания
0
УДК
33 Экономика. Народное хозяйство. Экономические науки
93/94 История
32 Политика
Дата выпуска
19.09.2022
Год выпуска
2022
DOI
10.18254/S268684310021383-9
«Хикифуда», или как выглядела японская реклама на рубеже XIX–XX вв. (Коллекция из фондов РГБИ)
Аннотация

Хикифуда — это произведения печатной графики, изготовленные методом ксилографии или литографии, которые в рекламных целях использовали владельцы магазинов, торговые компании и другие организации в Японии эпохи Мэйдзи (1868–1912). Эпоха Мэйдзи была периодом великого превращения Японии из средневековой страны в современную державу, к которой европейские страны относились как к равной. В результате новый вид рекламы способствовал распространению западных идей и образа жизни среди жителей страны. Кроме того, низкая цена и массовое производство листовок — еще одна причина высокой популярности хикифуда во всей Японии. Хикифуда открыли новый этап в японской рекламной индустрии и повлияли на развитие средств коммуникации. Тематика изображений сходна с репертуаром традиционных гравюр укиё-э, изображающих женщин в кимоно, детей, Семь богов счастья (Эбису, Дайкокутэн, Бэндзайтэн и др.), драконов, гору Фудзи и пр. Однако, кроме традиционных японских символов, на листовках присутствуют изображения телефонов, телеграфных столбов, почтовых ящиков, разнообразной техники, европейских магазинов и товаров и иные признаки влияния западной культуры на японский образ жизни, культуру и историю. Японские рекламные листовки в коллекции Российской государственной библиотеки искусств (РГБИ) представляют яркий, интересный, но пока еще не до конца изученный пласт японской городской культуры на рубеже XIX–XX вв. Исследование основано на материалах из фондов Центра визуальной информации РГБИ.

Библиография

1. Альбом моделей рекламных листовок. Государственная публичная историческая библиотека, 1906, Япония.

2. Инвентарная книга иллюстраций № 1 Государственной театральной библиотеки. 1947–1953 гг. Л. 14 об. (запись от 25 апреля 1949 г.).

3. Никифорова Н. М. Хикифуда — Японские рекламные листовки из фондов Российской государственной библиотеки искусств. Румянцевские чтения: Материалы межд. научн.-практ. конф. (21–23 апреля 2021). М.: Изд-во Российской гос. б-ки «Пашков дом», 2021. Ч. 2. С. 111–115.

4. Стрелковые части: Справочная книжка Императорской Главной квартиры. В. К. Шенка (ред). СПб: Типография В. Д. Смирнова, 1909. —109 с.

5. Hikifuda — E-bira (引札-絵びら). Advertising Museum Tokyo Collection. Ad Studies. Tokyo, 2003. No. 5. Рp. 19–22 [(in Japanese)].

6. Kurati Nobue (倉地伸枝). Kanzo-no Shogatsu-yo Hikifuda-ni Miru Yubinshuhai. Yuseihakubutsukan Kenkyukiyo (館蔵の正月用引札にみる郵便集配員. 郵政博物館研究紀要; Postal collector and delivery staff as seen in the New Year's ticket in the museum collection. Bulletin of the Postal Museum Japan). 2020. No. 11. Pp. 176–189 (in Japanese).

7. Tamura Korekushon (田村コレクション). Hikifuda. Nihon Kokoku Dezain-no Yoake (引札.日本広告デザインの夜明け; Hikifuda of the Tamura Collection. The Dawn of Japanese Advertising Design). Kyoto: Shikosha Bunko, 2012. — 256 p. (in Japanese).

8. Tetsuji Nakatani (中谷哲二). Bakumatsu Meiji-no Hikifuda-to Gairikoyomi. Nihon Insatsu Gakkaishi (幕末明治の引札と画入り暦.日本印刷学会誌; Handbills and Illustrated Calendars from the End of Edo Era through the Meiji Era). 2008. No. 45. Pp. 234–241 (in Japanese).

9. Мозгунова А. Д. Развитие рекламоносителей в Японии. Ассоциация японоведов (офиц. сайт). URL: http://japanstudies.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=578&Itemid=59 (accessed 05.06.2022).

Полная версия доступна только подписчикам
Подпишитесь прямо сейчас