«Пра-мандала» Дашлы-3: как воплотить идею о всемирном владыке в архитектурной форме
Отзывы
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)


Всего просмотров
1311


Скачивания
209
УДК
33 Экономика. Народное хозяйство. Экономические науки
93/94 История
32 Политика
Дата выпуска
26.12.2021
Год выпуска
2021
DOI
10.18254/S268684310018017-6
«Пра-мандала» Дашлы-3: как воплотить идею о всемирном владыке в архитектурной форме
Аннотация

Б. Брентьес описывает уникальную находку советско-афганской группы археологов во время экспедиции в Северный Афганистан — внушительную постройку Дашлы-3, напоминающую по форме мандалу. Удивительно, что найденная постройка оказалась почти на три тысячи лет старше, чем известные в то время тибетские мандалы. Автор подмечает, что сооружение с похожей архитектурой было найдено в южном Узбекистане — в поселении древних земледельцев II–I тыс. до н. э. Саппалитепа. Брентьес рассматривает значение столь исключительных по форме и размеру сооружений бронзового века в Средней Азии, рассмотрев для этого первоначальный смысл мандал в тибетской традиции и заметив, что мандалы, создававшиеся в Тибете из песка, предназначались исключительно для культовых нужд, а не в охранительных целях. Мандалы использовались однократно и уничтожались после совершения ритуалов, посвященных Будде, отчего и не обнаруживаются археологическими методами. Опираясь на труды предшественников, автор приходит к выводу, что буддийская мандала — это изображение мира с «местом мирового правителя», то есть занимающего его место ламы в момент «коронации» в центре, призванном защитить весь сущий мир от разлагающих сил. Автор описывает похожие по форме сооружения в древнем Китае, в Иране, на полуострове Индостан, где они, по мнению автора, отображают мистическую картину мира. В статье делается вывод, что рассуждать об общей основе мандал, квадратных и/или круглых поселений и строений как символов мира не представляется верным, однако открытие «мандал» Саппалитепы и Дашлы-3, так же как и округло-квадратного города, заставляет предположить, что эти сооружения были выполнены в период поздней Бактрии во II тыс. до н. э. и продолжали существовать как в древней Индии, так и в евразийской степной зоне и в Китае.

Об авторах
Брентьес Бурхард
Галле-Виттенбергский университет имени Мартина Лютера
Библиография

1. Аскаров A. A. Древнеземледельская культура эпохи бронзы юга Узбекистана. Ташкент: Фан, 1977. — 232 с.

2. Грязнов М. П. Аржан, культура Скифо-сибирского типа. Курьер ЮНЕСКО. 1977. C. 38–41.

3. Кошеленко Г. А. Родина Парфян. Москва: Советский художник, 1977. — 176 с.

4. Сарианиди В. И. Памятники монументальной архитектуры Бактрии. Советская Археология. 1977. № 1. С. 203–224.

5. Яралов Ю. С. Архитектура страны Средиземноморья, Африки, Азии. Всеобщая история архитектуры. М.: Стройиздат, 1969. — 491 с.

6. Albaum L. I., Brentjes B. Wächter des Goldes. Berlin: Pi, 1972. 55 p.

7. Andrae W. Das wiedererstandene Assur. Leipzig: J. C. Hinrichs Verlag, 1938. — 231 р.

8. Bernard P. Fouilles de Ai Khanoum (Afghanistan). Comptes rendus des Séances de l'année. 1974. Pp. 280–308.

9. Brentjes B. Das »Ur-Mandala« (?) von Daschly-3. Iranica Antiqua. Gent, 1983. Vol. XVIII. Pp. 25–51.

10. Brentjes B. Medinat as-Salam — die “Runde Standt” des Mansur. Klio. Bd. 41. 1963. Pp. 237–256.

11. Brentjes B. Vorislamisch-mittelasiatische Traditionen in der Architektur des Islam. Das Altertum. 1964. Bd. 23. No. 2. Pp. 96–103.

12. Coedes G. Angkor: Die Haupstadt des alten Kambodscha — ein Abbild des Kosmos. Saeculum. 1955. Pp. 154–164.

13. Cresswell K. A. C. А Short Account of Early Muslim Architecture. Harmondsworth: Penguin Books, 1958. — 330 р.

14. Gordon А. К. Tibetan Religious Art. New York: Columbia University Press, 1952. — 104 p.

15. Hansmann J., Stronach D. Excavations at Shahr-I Qumis 1967. Journal of the Royal Asiatic Society. 1970. H. 1. Pp. 29–62.

16. Hauck K. Tiergärten in Pfalzbereich. Deutsche Königsfalzen. 1963. Pp. 30–74.

17. Hausschild R. Tirade der Wagenwertfahrt des Königs Haosravah und Junkers Nǝrǝmanah. Mitteilungen des Institutes für Orientforschung. Bd. 7. Nо. 1. 1959. Pp. 1–78.

18. Hayashi Minao. Kankyô no zugara nisan ni Asiute. Tôhô gakuhô. 1973. Vol. 44. Pp. 1–65. [Hayashi Minao. On Some Questions of Han Mirrors’ Ornamentation. Tôhô gakuhô. 1973. Vol. 44. Pp. 1–65 (in Japanese)].

19. Höfler O. Zwei Grundkräfte im Wodankult. Antiquitates Indogermanicae. 1974. Pp. 133–144.

20. Olschak B. C., Wangyal G. T. Mystik und Kunst Alttibets. Bern-Stuttgart: Hallwag, 1972. — 224 p.

21. Otto-Dorn K. Kunst des Islam. Baden-Baden: Unveränderter Nachdruck, 1964. — 250 p.

22. Pott P. H. Tibet. Ch. Kim, P. H. Pott, A. B. Griswold. Burma, Korea, Tibet. London: Menthuen, 1964.

23. Schafer E. H. Hunting Parks and Animals Enclosures in Ancient China. Journal of the Economic and Social History of the Orient. Vol. 11. No. 3. 1968. Pp. 318–341.

24. Thilo T. Klassische chinesiche Baukunst. Leipzig: Koehler & Amelang, 1977. — 251 p.

25. Tucci G. Geheimnis des Mandala. Theorie und Praxis. Weilheim: O. W. Barth, 1972. — 141 p.

26. Widengren G. Iranishe Geisteswelt, von den Anfängen bis zum Islam. Baden-Baden: Holle Verlag, 1961. — 328 p.

27. Willetts W. Das Buch der chinesischen Kunst. Leipzig: Seeman Verlag, 1970. — 516 р.

28. Wolff F. Avesta, Die heiligen Bücher der Parsen. Berlin-Leipzig: Verlag von Eduard Pfeiffer, 1924. — 472 s.

Полная версия доступна только подписчикам
Подпишитесь прямо сейчас