Специфика телеоперы как нового формата старого жанра
Специфика телеоперы как нового формата старого жанра
Аннотация

Статья посвящена специфическим чертам телеоперы, получившей широкое распространение во второй половине ХХ века. Взаимодействие оперного жанра с кино и телевидением в прошлом столетии было оригинальным и разнообразным, сценически камерными, но насыщенными событиями и деталями становились телевизионные версии мюзиклов, опер, рок-опер и оперетт. Телеопера также приобрела жанровую специфику благодаря приёмам, используемым в кино и на телевидении и придающим оперным сценам выразительные эффекты. Более подробно рассматриваются телеоперы одного из самых преданных этому жанру композиторов – Роберта Эшли. Методами исследования послужили музыковедческий анализ партитур телеопер, анализ текста вокальных партий, эстетическая оценка видеоэффектов и постановочных деталей, а также драматургии развития сюжета. Основным выводом исследования стало утверждение того, что телеопера, сохранив коренные черты классического жанра, приобрела новый формат, расширив свои художественно-эстетические возможности благодаря новым средствам коммуникации. Опера обогатила арсенал средств выразительности за счёт возможностей телевидения и кино – использования таких приёмов, как ускоренный монтаж, рассеянный свет и светотень, разные положения и расфокусировку камеры, «замирание», наплыв или коллаж кадров, крупный и панорамный планы и др. Телевидение же в свою очередь благодаря музыке приобрело эстетику подлинного искусства и творческое вдохновение, привнесённое оперным жанром в средства массовой информации. При этом телевидение позволило приобщить широкие массы людей к высокому искусству и познакомить их с музыкальным авангардом. Все эксперименты Эшли с жанрами видео- и телеоперы, его интерес к языку и речи и желание использовать аудиовизуальные средства для выражения музыкальных идей свидетельствуют о стремлении композитора создать оперу для телевидения, которая бы не просто давала максимум впечатлений зрителю, но и преобразовывала бы его изнутри, служа богатой духовной пищей, способной заменить телевизионный «фаст-фуд».

Библиография

1. Алексеева А. 2013. Теле- и киномузыка. Театр. Живопись. Кино. Музыка. № 2. С. 157–174. DOI: 10.24411/2076-4766-2018-14006.

2. Кисеева Е.В. 2018. Проблема обновления оперного жанра в творчестве современных американских композиторов. Южно-Российский музыкальный альманах. № 4 (33). С. 42–46.

3. Barnes J. 2003. Television opera: The fall of opera commissioned for television. Woodbridge (Suffolk): Boydell press, 124 p.

4. Gann K. 2012. Robert Ashley: A Biography. Champaign: University of Illinois Press, 184 p.

5. Gutkin D. 2014. “Meanwhile, Let's Go Back in Time”: Allegory, Actuality, and History in Robert Ashley's Television Opera Trilogy. Opera Quarterly. Vol. 30 (1). P. 5–48.

6. Khvatova S.I., Shak, T.F., Shevlyakov, E.G. 2019. Film music in the aspect of stylistic modeling. Music Scholarship. № 1 (34). С. 98–105. DOI: 10.17674/1997-0854.2019.1.098-105.

7. Piccolomini M. 1996. Europeras. Writings about John Cage. Ed. by R. Kostelanetz. Ann Arbor: University of Michigan Press, Р. 242–247.

8. Ward-Griffin D. 2018. As seen on TV: Putting the NBC opera on stage. Journal of the American Musicological Society. № 71 (3). Р. 595–654. DOI: 10.1525/jams.2018.71.3.595

9. Wingstedt J., Brandstrom S., Berg J. 2010. Narrative Music, Visuals and Meaning in Film // Visual Communication. № 9 (2). Р. 193–210. DOI: 10.1177/1470357210369886

10. Zamir S. W., Vazquez-Corral J., Bertalmío M. 2018. Variational Methods for Gamut Mapping in Cinema and Television // Mathematic and Visualization. № 221219. P. 67–100. DOI: 10.1007/978-3-319-91274-5_4

Полная версия доступна только подписчикам
Подпишитесь прямо сейчас