Вклад философии в развитие человеческого капитала российских научных работников
Отзывы
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)


Всего просмотров
154


Скачивания
0
УДК
32 Политика
Дата выпуска
30.03.2022
Год выпуска
2022
DOI
10.18254/S258770110019384-4
Вклад философии в развитие человеческого капитала российских научных работников
Аннотация

В статье представлены результаты исследования роли философии в подготовке научных кадров в аспекте существующего и должного. Показано, что адаптация к вызовам, связанным с изменением отечественной системы образования и общемировыми образовательными трендами, является одной из главных задач, стоящих перед современной российской философией. Обосновано, что в ряду возникающих в связи с этим проблем особенное место занимает проблема участия философии в подготовке будущих ученых. Истоки проблемы лежат в неоднозначных отношениях между философией и прежде всего точными и естественными дисциплинами. Хотя в советской системе высшей школы философия выступала в качестве одной из ведущих образовательных дисциплин, ее функции в отношении науки заключались в приобщении ученых-дисциплинариев к единственно верному – подлинно научному – мировоззрению, то есть носили идеологический и догматический характер. Это усиливало сформировавшееся еще в рамках популярного в научной среде во второй половине XIX – начале ХХ в. позитивизма отношение к философии как к в лучшем случае бесполезной, а в худшем – вредной для науки деятельности. Показано, что в постсоветский период требовалось пересмотреть концепцию философии как научной и как университетской дисциплины, что в полной мере выполнено не было. В статье намечены основные положения, которые могут лечь в основание подобной концепции: об общности познавательных целей, решении философией познавательных задач, предполагаемых существованием науки, развитии в рамках философских занятий необходимых ученому когнитивных навыков и приобщении к знаниям, формирующим базу для развития некогнитивных навыков. В заключение показывается, что профессиональное философское сообщество может повлиять на уровень философского образования и готовности к междисциплинарной коллаборации с философами представителей иных дисциплин в рамках существующих базового и аспирантского курсов подготовки даже в отсутствие увеличения объема лекционных и семинарских занятий, чего, впрочем, также стоит добиваться. 

Об авторах
Пирожкова Софья Владиславовна
Старший научный сотрудник
Институт философии РАН, Сектор теории познания
Библиография

1. Конференция – круглый стол «Философия России первой половины ХХ века» // Вопросы философии. 2014. № 7. С. 3–38.

2. Сейдль де Фонсека Р. Будущее занятости: оценка эффектов Форсайта в сфере науки, технологий и инноваций // Форсайт. 2017. Т. 11. № 4. С. 9−22.

3. Пирожкова С.В. Философия в структуре университетского знания: культурная миссия и компетентностный подход // Ноосферные исследования. 2020. Вып. 4. С. 94−103. DOI: 10.46726/NOOS.2020.4.94-103.

4. Пирожкова С.В. Философия как элемент российской научной системы: исторические аспекты проблемы // Studia Humanitatis Borealis. 2020. № 4. С. 4−14. DOI: 10.15393/j12.art.2020.3661.

5. Мах Э. Познание и заблуждение. Очерки по психологии исследования. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2003. 456 с.

6. Богданов А.А. Тектология: (Всеобщая организационная наука): в 2 кн. Кн. 1. М.: Экономика, 1989. 304 с.

7. Карелин В.М., Кузнецова Н.И., Грифцова И.Н. «Философия» как учебный курс: смена концепта // Высшее образование в России. 2017. № 10 (216). С. 64−74.

8. Габриелян О.А. Практическая и прикладная философии: пазлы общей картины // Практическая философия: состояние и перспективы. Сборник материалов 3-й научной конференции / Под ред. О.А. Габриеляна. Симферополь: Типография «Ариал», 2020. С. 7−14.

9. Стёпин В.С. Теоретическое знание. 2 изд. М.: Прогресс-Традиция, 2003. 641 с.

10. Стёпин В.С. Философская антропология и философия науки. М.: Высш. шк., 1992. 191 с.

11. Касавин И.Т. Рождение философии науки из духа Викторианской эпохи // Эпистемология и философия науки / Epistemology & Philosophy of Science. 2019. Т. 56. № 1. С. 23–33. DOI: 10.5840/eps20195612

12. Фейнман Р., Лейтон Р., Сэндс М. Фейнмановские лекции по физике. Т. 2: Пространство. Время. Движение. М.: Мир, 1965. 168 c.

13. Анохин К.В. Когнитом: в поисках фундаментальной нейронаучной теории сознания // Журнал высшей нервной деятельности им. И.П. Павлова. 2021. Т. 71. № 1. С. 39–71.

14. Оствальд В. Великие люди / пер. с нем. Г. Кваша. Петербург, 1910. XII +398 с.

15. Человек науки / под ред. М. Г. Ярошевского. М.: Наука, 1974. 392 с.

16. Исследователь XXI века: формирование компетенций в системе высшего образования. Коллективная монография / Отв. ред. Е.В. Караваева. М.: Геоинфо, 2018. 240 с.

17. Фрумин И.Д., Добрякова М.С., Баранников К.А., Реморенко И.М. Универсальные компетентности и новая грамотность: чему учить сегодня для успеха завтра. Предварительные выводы международного доклада о тенденциях трансформации школьного образования. М.: НИУ ВШЭ, 2018. 28 с.

18. Bozeman B., Mangematin V. Editor’s introduction: building and deploying scientific and technical human capital // Research Policy. 2004. Vol. 33. No. 4. P. 565–568.

19. Vitae Researcher Development Framework, web – Vitae Researcher Development Framework. Careers Research and Advisory Centre, 2010. Version 2 April 201. URL: https://www.vitae.ac.uk/vitae-publications/rdf-related/researcher-development-framework-rdf-vitae.pdf/@@download/file/Researcher-Development-Framework-RDF-Vitae.pdf (дата обращения: 25.09.2021).

20. Yoshikawa K., Tanaka S., Yoshida N. A 400 Trillion-Grid Vlasov Simulation on Fugaku Supercomputer: Large-Scale Distribution of Cosmic Relic Neutrinos in a Six-dimensional Phase Space // SC '21: Proceedings of the International Conference for High Performance Computing, Networking, Storage and Analysis.

Полная версия доступна только подписчикам
Подпишитесь прямо сейчас