Владимир Соловьев и его критика индивидуализма
Отзывы
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)


Всего просмотров
3018


Скачивания
386
УДК
32 Политика
Дата выпуска
02.10.2020
Год выпуска
2020
DOI
10.18254/S258770110011549-5
Владимир Соловьев и его критика индивидуализма
Аннотация

В статье анализируется концепция взаимосвязи личности и общества, изложенная Владимиром Соловьевым в двух его произведениях – «Критика отвлеченных начал» (1880) «Оправдание добра» (1897). В них Соловьев выступает критиком индивидуалистических и коллективистских теорий природы этой взаимосвязи. Он показывает, что односторонние концепции разрывают глубокую связь личности и общества, но этот разрыв осуществляется и в самой общественной жизни, когда разные стороны человеческой жизнедеятельности обособляются, превращаются в автономные «самодовлеющие» силы. В «Критике отвлеченных начал» Соловьев выдвигает концепцию «свободной общинности» или практического всеединства в качестве социального проекта, в котором все эмпирические понятия, понятия о пользе, счастье, долге, а также разнообразная и разрозненная практическая деятельность людей должны обрести единый нравственный смысл. В «Оправдании добра» Соловьев продолжает критику в первую очередь индивидуалистических теорий, но осуществляет ее с несколько иных позиций. В ее основе лежит концепция «лично-общественной действительности», которая, с одной стороны, преодолевает  противостояние индивидуализма и коллективизма, с другой, дает новое понимание природы нравственного единства общества. В статье содержится также анализ критики концепции «свободной общинности» и «лично-общественной действительности» со стороны П.И. Новгородцева и Б.Н. Чичерина.

Об авторах
Чижков Сергей Львович
старший научный сотрудник
Институт философии РАН
Библиография

1. Гурвич Г.Д. Два величайших русских философов права: Борис Чичерин и Владимир Соловьев // Известия высших учебных заведений. Правоведение. № 4. 2005. С. 138-164.

2. Доброхотов А.Л. Антиномия права и нравственности в философии Вл. Соловьева // Сущность и слово. Сборник научных статей к юбилею профессора Н.В. Мотрошиловой. М., 2009. С. 530-540.

3. Евлампиев И.И. Философские и социально-политические взгляды Б.Н. Чичерина // Чичерин Б.Н. Собственность и государство. СПб., 2005. С. 3-44.

4. Емельянов Б. Борис Чичерин: интеллектуальная биография и политическая философия. – Екатеринбург, 2003. – 108 с.

5. Жуков В.Н. Русская философия права: от рационализма к мистицизму. М.: Юрлитинформ, 2013. – 400 с.

6. Зеньковский В.В. Русские мыслители и Европа. Критика европейской культуры у русских мыслителей. М.: Республика, 2005. – 368 с.

7. Кант И. Критика практического разума // Кант И. Сочинения. В 8-ми т. Т. 4 М.: Чоро, 1994. – 630 с.

8. Кант И. Метафизика нравов // Кант И. Сочинения. В 8-ми т. Т.6.М.: Чоро, 1994. – 613 с.

9. Кара-Мурза А.А. Свобода и порядок. Из истории русской политической мысли XIX-XX вв. – М.: Московская школа политических исследований, 2009. – 248 с.

10. Кара-Мурза А.А., Жукова О.А. Свобода и вера. Христианский либерализм в российской политической культуре. М.: ИФРАН, 2011. – 184 с.

11. Новгородцев П.И. Об общественном идеале. М.: «Пресса», 1991. – 640 с.

12. Пархоменко Р.Н. Генезис идеи свободы в западноевропейской философии // NB: Философские исследования. – 2012. – № 4. – С.179- 201.

13. Соловьев В. С. Критика отвлеченных начал / В. С. Соловьев. М. : Директ-Медиа, 2012. – 473 с.

14. Соловьев В.С. Оправдание добра. Нравственная философия // Соловьев В.С. Сочинения в двух томах. Т. 1. М.: «Мысль», 1988. – 892 с.

15. Соловьев В.С. Право и нравственность. Мн.: Харвест, М.: ACT, 2001. – 192 с.

16. Соловьев В.С. Философские начала цельного знания // Соловьев В.С. Сочинения в двух томах. Т. 2. М.: «Мысль», 1988. – 822 с.

17. Соловьев С. М. Владимир Соловьев: жизнь и творческая эволюция. М.: Республика, 1997. – 431 с.

18. Соловьев Э.Ю. Категорический императив нравственности и права. М.: Прогресс-Традиция, 2005. – 432 с.

19. Франк С.Л. Духовные основы общества. М.: Республика, 1992. – 511 с.

20. Чичерин Б.Н. Мистицизм в науке. М.: Тип. Мартынова и К., 1880. – 194 с.

21. Чичерин Б.Н. О началах этики // Чичерин Б.Н. Вопросы философии. М.: Типо-лит. Т-ва И.Н. Кушнерев и К., 1904. С. 223-340.

22. Чичерин Б.Н. Несколько слов по поводу ответа г. Соловьева // Чичерин Б.Н. Вопросы философии. М.: Типо-лит. Т-ва И.Н. Кушнерев и К., 1904. С. 341-355.

23. Чичерин Б.Н. Философия права. М.: Типо-лит. Т-ва И.Н. Кушнерев и К., 1900. – 336 с.

24. Чижков С.Л. Метафизика личности в системе абсолютного идеализма Б.Н.Чичерина // Психология и Психотехника. – 2015. – № 12. – С.1241-1251. DOI: 10.7256/2454-0722.2015.12.17187

25. Чижков С.Л. — Идея личности и ее достоинства у Владимира Соловьева. К вопросу об этико-философских основаниях либерализма. // Психология и Психотехника. – 2015. – № 10. – С. 1000 - 1009. DOI: 10.7256/2454-0722.2015.10.16677

26. Яковенко Б.В. История русской философии: Пер. с чеш. / Общ. ред. и послесл. Ю. Н. Солодухина. М.: Республика, 2003. — 510 с.

27. Трубецкой Е.Н. Миросозерцание В.С. Соловьева. В 2-х тт. Т. 1. М.: Московский философский фонд, изд-во «Медиум», 1995. – 615 с.

28. Трубецкой Е.Н. Миросозерцание В.С. Соловьева. В 2-х тт. Т. 2. М.: Московский философский фонд, изд-во «Медиум», 1995. – 617 с.

Полная версия доступна только подписчикам
Подпишитесь прямо сейчас