Мотив мировой горы в вариантах бурятской Гэсэриады
Отзывы
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)


Всего просмотров
1460


Скачивания
59
УДК
80 Общие вопросы лингвистики, литературы и филологии
Дата выпуска
27.06.2021
Год выпуска
2021
DOI
10.31857/S241377150009723-8
Мотив мировой горы в вариантах бурятской Гэсэриады
Аннотация

Целью данной работы является исследование особенностей функционирования мотива мировой горы в текстах бурятских вариантов Гэсэриады. В современной фольклористике все более актуальными становятся исследования локальных эпических традиций, что позволяет выявить закономерности развития эпического жанра на обширной территории расселения родственных народов. Гэсэриада, как комплекс эпических текстов, распространена практически на всей территории Центральной Азии и представляет собой богатейший материал для изучения традиционной культуры, истории и этнографии. Предметом исследования является мотив горы, объектом – тексты вариантов бурятской Гэсэриады. Мировая гора в бурятской мифологии представляет собой модель вселенной и включает параметры космического устройства. В подавляющем большинстве текстов бурятской Гэсэриады мотив мировой горы воплощен в мотиве горы Сумеру. Также в бурятских текстах встречаются горы, имеющие собственно бурятские названия и реализующие общемонгольский культ поклонения горным духам. Определение функций пространственного образа, выявление его вариативности подводят автора к выводу о том, что данный мотив не только определяет типологическую близость эпических текстов о Гэсэре, но и выявляет место концепта горы в мировоззрении бурят.

Об авторах
Аюшеева Эржена Баировна
младший научный сотрудник
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт монголоведения, буддологии и тибетологии Сибирского отделения Российской академии наук
Библиография

1. Бурчина, Д.А. Героический эпос унгинских бурят [Текст] : указатель произведений и их вариантов / Д. А. Бурчина ; отв. ред. Ю. И. Смирнов; Рос. акад. наук, Сиб. отд-ние, Ин-т монголоведения, буддологии и тибетологии. – Новосибирск: Наука, 2007. – 542 с.

2. Дугаров Б.С. Бурятская Гэсэриада: небесный пролог и мир эпических божеств. – Улан-Удэ: Издательство БНЦ СО РАН, 2005. – 298 с.

3. Ковалевский О. Буддийская космология. Казань: Типография Казанского университета, 1837. 177 с.

4. Манжигеев, И. А. Бурятские шаманистические и дошаманистические термины / И. А. Манжигеев. – М.: Наука, 1978. – 125 с.

5. Мелетинский Е.М. Происхождение героического эпоса. Ранние формы и архаические памятники. М.: Наука, 1963. – 460 с.

6. Неклюдов С. Ю. Мифологическая семантика в зачинах монгольского эпоса // Opera altaistica professori Stanislao Kaluzynski octogenario dicata. Rocznik Orientalistyczny. Tom LVIII. Zeszyt 1. Warszawa 2005. P. 117-132.

7. Неклюдов С. Ю. Фольклорный ландшафт Монголии. Эпос книжный и устный – М.: Индрик, 2019. – 592 с.

8. Топоров В. Н. Гора / В. Н. Топоров // Мифы народов мира: Энциклопедия. Т. 1. – М.: Сов. энциклопедия, 1987. С. 311–315.

9. Функ Д. А. Миры шаманов и сказителей: комплексное исследование телеутских и шорских материалов / Функ Д.А. – М.: Наука, 2005. 398 с.

10. Элиаде М. Избранные сочинения: очерки сравнительного религиоведения. Пер. с англ. – М.: Ладомир, 1999. 488 с.

11. Lörincz L. Die Mongolische Mythologie / L. Lörincz //Acta Orientalia Academiae Scientiarum Hungaricae, Tomus XXVII (I). – Budapest, 1972. Р. 103–126.

12. Heissig, W. Geser Khan als Heilsgottheit. – Procceedings of the Csoma de Kӧrӧs Memorial Simposium. Ed. by L. Ligeti, Budarest, 1978. 498 p.

13. Абай Гэсэр-Хубун [Текст]: Эпопея: (Эхирит. булагат. вариант) / Записан Ц. Жамцарано у сказателя Маншута Имегенова; Подгот. текста, пер. и примеч. М. П. Хомонова; Вступ. ст. А. Уланова; АН СССР. Сиб. отд-ние. Бурят. комплекс.НИИ. - Улан-Удэ: [б. и.], 1961. 231 с.

14. Абай Гэсэр. Сказитель П. Петров, зап. И.Н. Мадасона. Вступ. ст., подг. текста, пер. и коммент. А. И.Уланова. – Улан-Удэ: Бур. комплексный НИИ СО АН СССР, 1960. – 314 с.

15. Гэсэр. Сказитель П.П. Дмитриев, зап. Д. Хилтухин. Подг. к печати А. Уланов, К. Черемисов. Под общей ред. П.И. Хадалова, А.И. Уланова. – Улан-Удэ, 1953. 163 с.

16. Абай Гэсэр. Сказитель П.М. Тушемилов, науч. зап. Т.М.Болдоновой; пер., вступит. статья и послесловие С.Ш. Чагдурова. – Улан-Удэ: Изд. Бурятского госуниверситета, 2000. – 256 с.

17. Абай Гэсэр богдо хан.: Записано от А. Васильева, предпол. в 30-е-нач. 40-х гг. ХХ в. // ЦВРК ИМБТ СО РАН, ф. С. П. Балдаева, Ф.36. Оп.1. Д. № 155; 405 с. (машинопись).

18. Абай Гэсэр хубун: записано С. П. Балдаевым от П. У. Степанова 6 августа 1940 г. в с. Ныгда Аларского района Иркутской области // ЦВРК ИМБТ СО РАН, Ф.36. Оп.1. Д. № 170, 77 с. (машинопись).

19. Абай Гэсэр.: записано А. А. Бальбуровым от Б. Жатухаева (р. 1891) в апреле 1941 г. в г. Улан-Удэ // ЦВРК ИМБТ СО РАН, ОАФ. Д. № 2510, 102 с. (машинопись).

Полная версия доступна только подписчикам
Подпишитесь прямо сейчас