Статьи о Н.В. Гоголе в отечественной научной периодике 2010–2014 гг.: обзор основных тем и проблематики
Отзывы
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)


Всего просмотров
2455


Скачивания
55
УДК
80 Общие вопросы лингвистики, литературы и филологии
Дата выпуска
25.12.2020
Год выпуска
2020
DOI
10.31857/S241377150009349-6
Статьи о Н.В. Гоголе в отечественной научной периодике 2010–2014 гг.: обзор основных тем и проблематики
Аннотация

Аннотированный библиографический обзор публикаций о Н.В. Гоголе в российских научных периодических изданиях охватывает пять лет — 2010–2014 гг. Проведен количественный анализ более чем 500 работ, рассмотрена и систематизирована их проблематика. Установлена частотность обращения исследователей к тем или иным вопросам гоголеведения. Этим показателем определяется отбор направлений научного поиска, представленных в обзоре. Так, наряду с вниманием к разным сторонам художественного мира Гоголя ученых интересует проблема литературных взаимодействий и преемственности: значительная часть публикаций посвящена рецепции творчества писателя в русской и европейской литературе, выявлению усвоенных им традиций, поиску типологических связей между произведениями Гоголя и других авторов. В фокусе внимания исследователей оказываются также вопросы перевода творческого наследия классика, музыкальные, сценические, кинематографические трактовки его сочинений.

Об авторах
Гаврильченко Оксана Владимировна
старший научный сотрудник
Институт мировой литературы им. А.М. Горького Российской академии наук
Библиография

1. Манн Ю.В. Смех: сила и бессилие // Гуманитарное пространство. 2012. Т. 1, № 3. С. 634–642.

2. Елушич С. Христианство и смех: спор вокруг гоголевского понимания комического // Вестник славянских культур. 2014. № 4. С. 53–69.

3. Дубровская С.А. «Смеховое слово» в драматургии Н.В. Гоголя // Гуманитарные и социальные науки. 2010. № 6. С. 150–157.

4. Трухина М.В. Гармония природы и природный хаос в художественном мире Н.В. Гоголя // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. 2014. № 1. С. 143–149.

5. Одиноков В.Г. Мотив «движения» в поэтике Н.В. Гоголя: образная специфика и художественная функция // Вестник Новосибирского государственного университета. Сер.: История, филология. 2014. Т. 13, № 2. С. 162–169.

6. Баталова Т.П. Символика «Шинели» в «Петербургских повестях» Н.В. Гоголя // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. 2011. Т. 17, № 2. С. 123–128.

7. Манн Ю.В. Петербург мне показался вовсе не таким, как я думал… // Педагогика искусства. 2010. № 1. С. 95–98.

8. Сичинава Н.Г. Особенности репрезентации концепта «Петербург» в повести Н.В. Гоголя «Невский проспект» // Lingua mobilis. 2014. № 3. С. 18–25.

9. Рябиничева Т.Н. Художественное пространство Петербурга в аспекте предикации (на материале «Петербургских повестей» Н.В. Гоголя) // Вестник Тамбовского университета. Сер.: Гуманитарные науки. 2010. № 2. С. 173–178.

10. Волоконская Т.А. Странности времени и пространства: на материале повести Н.В. Гоголя «Невский проспект» // Известия Саратовского университета. Новая серия. Сер.: Филология. Журналистика. 2011. Т. 11, № 4. С. 46–49.

11. Джафарова К.К. Функции пространственных образов в раннем творчестве Н.В. Гоголя // Литературное обозрение: история и современность. 2012. № 2. С. 114–117.

12. Черкашина Е.В., Чумак-Жунь И.И. Языковые механизмы создания образа ирреального пространства в индивидуально-авторской картине мира (на материале ранних произведений Н.В. Гоголя) // Вестник РУДН. Сер.: Русский и иностранные языки и методика их преподавания. 2012. № 3. С. 19–26.

13. Кривонос В.Ш. Читатель и авторская метарефлексия в «Мертвых душах» Гоголя // Новый филологический вестник. 2011. № 4. С. 111–120.

14. Ковалева Т.М. Коммуникативные стратегии в творчестве Н.В. Гоголя // Сибирский филологический журнал. 2012. № 2. С. 81–84.

15. Копенкина У.А. Преднамеренные формы авторского присутствия в «Женитьбе» Н.В. Гоголя // Известия Саратовского университета. Новая серия. Сер.: Филология. Журналистика. 2011. Т. 11, № 2. С. 43–48.

16. Виноградская Н.Л. «Музей древностей» (об одной реалии в черновом автографе «Мертвых душ») // Новый филологический вестник. 2013. № 3. С. 73–87.

17. Гуминский В.М. Гоголь и эпоха 1812 года // Литература в школе. 2012. № 4. С. 6–13.

18. Вранеш Б. Моделирование сюжета в гоголевской «Шинели»: травести сказки // Вестник Московского университета. Сер. 9: Филология. 2013. № 6. С. 112–121.

19. Нечипоренко Н.В. Традиции предромантической драматургии в пьесе Н.В. Гоголя «Альфред» // Вестник Московского государственного областного университета. Сер.: Русская филология. 2012. № 4. С. 70–75.

20. Падерина Е.Г. О драматургической функции несостоявшейся игры в карты в «Игроках» Гоголя // Вестник РГГУ. Сер.: История. Филология. Культурология. Востоковедение. 2010. № 2. С. 89–100.

21. Сартаков Е.В. «Выбранные места из переписки с друзьями» Н.В. Гоголя и русская консервативная журналистика 1841–1846 гг.: теория государственности // Русская литература и журналистика в движении времени. 2013. № 1. С. 192–211.

22. Незовибатько О.Е. Гоголь и Паскаль (к вопросу о литературно-философских сближениях) // Новый филологический вестник. 2014. № 4. С. 90–100.

23. Волгин И.Л. Метаморфозы «писательского журнализма»: Достоевский — Гоголь — Толстой // Русская литература и журналистика в движении времени. 2014. № 1. С. 103–115.

24. Балакшина Ю.В. Диалектика двух типов просвещения в «Авторской исповеди» Н.В. Гоголя // Вестник Воронежского государственного университета. Сер.: Филология. Журналистика. 2014. № 2. С. 19–21.

25. Казаков А.А. «Бедные люди» Ф.М. Достоевского: первая реализация диалогической модели мира // Сибирский филологический журнал. 2012. № 2. С. 85–94.

26. Баталова Т.П. Роман Ф.М. Достоевского «Бедные люди»: к поэтике сюжета // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. 2012. Т. 18, № 1. С. 271–276.

27. Нестюричёва Н.А. Николай Гоголь и Фома Опискин: полемика и/или пародия // Филолог. 2012. № 19. С. 14–15.

28. Нестюричёва Н.А. Реминисцентное измерение повести Ф.М. Достоевского «Село Степанчиково и его обитатели» // Вестник Удмуртского университета. Сер. История и филология. 2013. № 4. С. 25–32.

29. Ваганова О.К. «Человек из бумажки»: гоголевские отражения в «Бесах» Достоевского // Вестник Московского государственного областного университета. Сер.: Русская филология. 2011. № 5. С. 127–130.

30. Склейнис Г.А. Парадоксы смеха в русской литературе: изживание негативного опыта (Н.В. Гоголь, Ф.М. Достоевский) // Северо-Восточный научный журнал. 2012. № 3. С. 7–10.

31. Манн Ю.В. Гоголь и «гомеровский вопрос» // Гуманитарное пространство. 2013. Т. 2, № 1. С. 116–124.

32. Воропаев В.А. Прелесть и просвещение у А.С. Пушкина и Н.В. Гоголя // Русская речь. 2011. № 3. С. 80–83.

33. Кривонос В.Ш. «Пиковая дама» в «Мертвых душах» Гоголя // Известия Российской академии наук. Сер. литературы и языка. 2011. Т. 70, № 1. С. 51–55.

34. Фортунатов Н.М. «Портрет» Н.В. Гоголя и «Пиковая дама» А.С. Пушкина: фрагмент художественной структуры // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2014. № 2–2. С. 58–61.

35. Вранчан Е.В. Восприятие образа итальянки и его языковое воплощение в творчестве А.С. Пушкина и Н.В. Гоголя // Альманах современной науки и образования. 2013. № 9. С. 42–44.

36. Чудинова В.И. Н.В. Гоголь в творческом сознании А.П. Чехова // Филологический журнал. 2010. № 1. С. 39–43.

37. Донченко А.С. Особенности мужских именований в пьесах Н.В. Гоголя и А.П. Чехова // Мир науки, культуры, образования. 2010. № 4–2. С. 22–25.

38. Одиноков В.Г. Путь духовного развития России в поэтической интерпретации Н.В. Гоголя и А.П. Чехова (типологический аспект) // Вестник Новосибирского государственного университета. Сер.: История, филология. 2014. Т. 13, № 9. С. 123–128.

39. Николаева С.Ю. Концепция героя в повести А.П. Чехова «Степь» и гоголевская традиция // Вестник Тверского государственного университета. Сер.: Филология. 2012. № 1. С. 68–80.

40. Парфенов А.И. Гоголевские традиции в чеховском пейзаже // Русская речь. 2014. № 3. С. 16–25.

41. Волков К.А. «Николай Гоголь» В. Набокова: поэтика биографического жанра // Известия Российской академии наук. Серия литературы и языка. 2010. Т. 69, № 5. С. 35–45.

42. Стехов А.В. Рецепция книги В.В. Набокова «Николай Гоголь» в зарубежной и отечественной критике // Вестник РГГУ. Сер.: История. Филология. Культурология. Востоковедение. 2010. № 2. С. 323–346.

43. Малкова Т.Ю. Булгаков и Гоголь: демонические образы и мотивы в романе «Мастер и Маргарита» // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. 2010. Т. 16, № 2. С. 142–146.

44. Трухачев Е.В. Концовка «Ревизора» в аспекте литературных взглядов Булгакова // Известия Саратовского университета. Новая серия. Сер.: Филология. Журналистика. 2012. Т. 12, № 1. С. 74–77.

45. Кривонос В.Ш. Горе уму: «Горе от ума» в «Мертвых душах» // Известия Российской академии наук. Сер. литературы и языка. 2012. Т. 71, № 6. С. 59–65.

46. Зайцева И.А. «Наука души» («Герой нашего времени» и письма Гоголя 1840-х годов) // Вестник Московского университета. Сер. 9: Филология. 2014. № 4. С. 33–43.

47. Молнар А. Метафоры «роста» в повести Н.В. Гоголя «Портрет» и в романе И.А. Гончарова «Обрыв» // Вестник Волгоградского государственного университета. Сер. 8: Литературоведение. Журналистика. 2011. № 10. С. 20–27.

48. Знобищева М.И. Есенин и Гоголь: пути и дороги русского пространства // Общественные науки. 2012. № 5. С. 42–50.

49. Мещанский А.Ю. Художественная интерпретация гоголевских образов в творчестве Н. Садур // Вестник Поморского университета. Сер.: Гуманитарные и социальные науки. 2010. № 1. С. 56–60.

50. Лазарева Е.Ю. Н.В. Гоголь в экзистенциальной интерпретации Н. Коляды // Преподаватель XXI век. 2013. № 1–2. С. 351–355.

51. Трошинская О.В. Стратегия дописывания повести Н.В. Гоголя «Шинель» в пьесе О. Богаева «Башмачкин» // Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2011. № 1–2. С. 157–162.

52. Ащеулова И.В. Сюжет о Гоголе и гоголевские сюжеты в современной русской литературе // Сюжетология и сюжетография. 2014. № 1. С. 59–67.

53. Пахомова С.С. Споры вокруг литературного постмодернизма (повесть А. Королева «Голова Гоголя») // Вестник Череповецкого государственного университета. 2011. Т. 3, № 4. С. 109–111.

54. Шульц С.А. Гоголь и Данте («Мертвые души» и «Новая жизнь») // Человек. 2014. № 5. С. 161–168.

55. Николаева П.В. Стернианская традиция в повести Н.В. Гоголя «Иван Федорович Шпонька и его тетушка» // Вестник Ивановского государственного университета. Сер.: Гуманитарные науки. 2010. № 1. С. 8–13.

56. Одиноков В.Г. Трагедия и комедия «потрясенного сознания»: В. Шекспир в художественной памяти Н.В. Гоголя // Вестник Новосибирского государственного университета. Сер.: История, филология. 2012. Т. 11, № 2. С. 146–155.

57. Завьялова И.А. «Петербургские повести» Н.В. Гоголя: гротеск в изображении «странного города» // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки. 2012. Т. 14, № 2–3. С. 727–731.

58. Лайлиева И.Д. Гротеск у Н. Гоголя и Э. По // Вестник Кыргызско-российского славянского университета. 2010. Т. 10, № 3. С. 142–145.

59. Сохряков Ю.И. Гоголь и западная литература XX века // Вестник Московского государственного областного университета. 2012. № 2. С. 101–110.

60. Бутенина Е.М. Метаморфозы гоголевских повестей в современной прозе США // Сюжетология и сюжетография. 2014. № 1. С. 68–76.

61. Кобленкова Д.В. Роман Ч. Юханссона «Лицо Гоголя». К проблеме «биографизма» в шведской постмодернистской литературе // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2010. № 3–1. С. 317–323.

62. Хорев В.А. «Тарас Бульба» в Польше // Славяноведение. 2011. № 4. С. 37–42.

63. Садеги-Сахлабад З. О восприятии творчества Н.В. Гоголя в Иране // Вестник Центра международного образования Московского государственного университета. Филология. Культурология. Педагогика. Методика. 2012. № 3. С. 90–92.

64. Никанорова Ю.В. Поэма Н.В. Гоголя «Мертвые души» в немецкой литературной критике 1840–1890-х гг. // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2013. № 9–2. С. 144–147.

65. Дуккон А. Из истории венгерского восприятия Гоголя (переводы и литературная критика) // Гуманитарное пространство. 2013. Т. 2, № 2. С. 269–281.

66. Маслий И.А. Мастерство изображения повседневной жизни провинциального дворянства в творчестве Г.Ф. Квитки-Основьяненко и Н.В. Гоголя // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2012. № 1. С. 108–112.

67. Бологова К.О. «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» Н.В. Гоголя и «Украинские дипломаты» Г.Ф. Квитки-Основьяненко: сходства и различия // Ученые записки Орловского государственного университета. Сер.: Гуманитарные и социальные науки. 2013. № 5. С. 115–121.

68. Хлыпенко Г.Н. Н.В. Гоголь в творческом сознании Т.Г. Шевченко // Вестник Кыргызо-российского славянского университета. 2010. Т. 10, № 3. С. 161–167.

69. Звиняцковский В. «Дополнительный канон» Гоголя: стратегии украинизации // Новое литературное обозрение. 2010. № 4. С. 148–160.

70. Барабаш Ю.Я. «Своего языка не знает...», или Почему Гоголь писал по-русски? // Вопросы литературы. 2011. № 1. С. 36–58.

71. Никанорова Ю.В. Культурно-исторические реалии и специфика словарного запаса в тексте поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души» // Язык и культура. 2011. № 2. С. 53–64.

72. Шугаева Н.Ю., Кормилина Н.В. Стратегии перевода на английский язык говорящих имен Н.В. Гоголя // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева. 2014. № 4. С. 152–160.

73. Нестеренко О.В. Феномен «насильственного перевода» (на материале англоязычных переводов поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души») // Текст. Книга. Книгоиздание. 2012. № 2. С. 5–11.

74. Учаева Е.М. Повесть Н.В. Гоголя «Шинель» в англоязычном восприятии: проблема эквивалентности перевода художественного произведения // Известия Саратовского университета. Новая серия. Сер.: Филология. Журналистика. 2011. Т. 11, № 1. С. 54–63.

75. Семочко С.В. Особенности межкультурной адаптации прецедентного феномена «маленький человек» из повести Н.В. Гоголя «Шинель» средствами немецкого языка // Язык, коммуникация и социальная среда. 2012. № 10. С. 203–221.

76. Шолохова А.С. Просторечные выражения «Вечеров на хуторе близ Диканьки» в переводе гоголевского цикла на английский и немецкий языки // Перевод как средство взаимодействия культур. 2014. № 1. С. 305–315.

77. Елисеева Е.А. Фантасмагоричность в изобразительном решении российских и итальянских фильмов — экранизаций русской прозы // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2012. № 2. С. 142–147.

78. Крылова В.К. «Игроки» Н. Гоголя: идейно-нравственное содержание в свете рампы // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2011. № 2–3. С. 97–100.

79. Пахомова Я.И. Семиотический анализ пьес Н.В. Гоголя в постановке пермского театра «У моста» // Человек. Культура. Образование. 2013. № 4. С. 31–40.

80. Нестюричёва Н.А. Как сделана «Шинель» в Театре-Театре // Филолог. 2013. № 24. С. 12–13.

81. Салахова А.Р. «Ревизор» Н.В. Гоголя: метаморфозы комического в сценическом воплощении пьесы // Филология и культура. 2012. № 4. С. 275–277.

82. Син Дэ Сик. Спектакль Валерия Фокина «Женитьба»: корейская и российская версии // Ярославский педагогический вестник. 2012. Т. 1, № 1. С. 294–301.

83. Дмитриева Е.Е. Н.В. Гоголь: палимпсест стилей/палимпсест толкований // Новое литературное обозрение. 2010. № 4. С. 116–133.

Полная версия доступна только подписчикам
Подпишитесь прямо сейчас