Миф о Макаре — первооснователе Лесбоса, или как стать эллином
Отзывы
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)


Всего просмотров
203


Скачивания
4
УДК
93/94 История
Дата выпуска
15.03.2023
Год выпуска
2023
DOI
10.18254/S207987840024512-2
Миф о Макаре — первооснователе Лесбоса, или как стать эллином
Аннотация

Миф о Макаре играет особую роль в общегреческой традиции об основании эолийского Лесбоса, так как в мифе представлена альтернативная версия истории появления греческих поселений на Лесбосе, датирующая это событие эпохой поздней бронзы. Однако в наиболее полной версии мифа, донесенной Диодором Сицилийским очень мало такого, что однозначно указывало бы на греческое происхождение как самого Макара, так и тех, кого он привел с собой на остров. Напротив, многие детали, вошедшие в миф, говорят о значительной негреческой составляющей этого мифа. Соответственно античная традиция пыталась всеми доступными средствами выправить генеалогию Макара и изменить содержание целостного рассказа, чтобы встроить миф о Макаре в общеэллинскую традицию об основании греческих поселений за пределами материковой Греции.

Об авторах
Соломатина Елена Ивановна
Научный сотрудник Отдела сравнительного изучения древних цивилизаций, Институт всеобщей истории РАН
Библиография

1. Гиндин Л. А., Цымбурский В. Л. Гомер и история Восточного Средиземномрья. М., 1996.

2. Грейвс Р. Мифы древней Греции. М., 1992.

3. Мякин Т. Г. Становление полисного строя на Лесбосе в VII—VI вв. до н. э. (этносоциальный аспект) // История и социология государства / ред. А. П. Деревянко. Новосибирск, 2003. С. 5—12.

4. Мякин Т. Г. Лесбосская демократия. Политический строй античной Митилены с древнейших времен до V в. н. э. Учебное пособие. Новосибирск, 2004.

5. Торшилов Д. О. Античная мифография: мифы и единство действия. СПб., 1999.

6. Ярхо В. Н. Новые литературные тексты из собрания Оксиринхских папирусов. The Oxyrhynchus papyri. V. 53. L., 1986 // ВДИ. 1989. № 3. С. 205—215.

7. Bérard J. La migration eolienne // Revue Archéologique. 1959. P. 1—28.

8. Bryce T. R. Ahhiyawa and Troy — a case of mistaken identity? // Historia. 1977. No. 25/1. P. 24—32.

9. Chantraine P. Dictionaire etymologique de la langue grecque. P., 1968. T. I.

10. Dale A. Greek Ethnics in -ηνος and the Name of Mytilene // NOSTOI: Indigenous Culture, Migration + Integration in the Aegean Islands + Western Anatolia during the Late Bronze + Early Iron Ages / eds. N. C. Stampolidis, Ç. Maner, K.Kopanias. Istanbul, 2015. P. 421—444.

11. del Monte G. F., Tischler J. Répertoire géographique des textes cunéiformes. Bd. VI: Die Orts- und Gewässernamen des hethitische Texte. Vol. 1. Wiesbaden, 1978.

12. Demir M. Making Sense of the Myths behind Aiolian Colonisation // Muğla Üniversitesi Sosyal Bilimler Enstitüsü Dergisi. 2001. Sayi 5—6. P. 107—141.

13. Demir M. On the Possible Previous Links of the Dark Age Aiolian Colonists with their Newly Colonised Territories // Muğla Üniversitesi Sosyal Bilimler Enstitüsü Dergisi. 2003. Sayi 10. P. 81—113.

14. Finkelberg M. Greeks and Pre-Greeks. Aegean Prehistory and Greek Heroic Tradition. N. Y., 2006.

15. Graf F. Aeolus // Brill’s New Pauly: Encyclopaedia of the Ancient World. Vol. I. 2002. P. 234 [3].

16. Hall J. M. Ethnic Identity in Greek Antiquity. Cambridge, 1977.

17. Hegyi D. Der Ursprung der Aisymneteia // Acta Classica Universitatis Scientiarum Debreceniensis. 1977. Т. 13. P. 7—10.

18. Hodot R. Le dialecte éolien d’Asie. La langue des inscriptions. VIIe s. a. C. — IVe s. p. C. P., 1990.

19. Jeffery L. H. The Local Scripts of Archaic Greece. A Study of the Origin of the Greek Alphabet and its Development from the Eighth to the Fifth Centuries B.C. Oxford, 1963.

20. Mason H. J. Hittite Lesbos? // Anatolian Interfaces. Hittites, Greeks and their Neighbours. Proceedings of an International Conference on Cross-Cultural Interaction, September 17—19, 2004, Emory University, Atlanta, GA / eds. B. J. Collins, M. R. Bachvarova, I. C. Rutherford. Oxford, 2008. P. 57—62.

21. Parker H. N. The linguistic case for the Aiolian migration reconsidered. Hesperia. 2008. 77/3. P. 431— 464.

22. Rose B. C. Separating Fact from Fiction in the Aiolian Migration. Hesperia. 2008. 77/3. P. 399—430.

23. Spencer N. Early Lesbos between east and west: A “grey area” of Aegean archaeology // ABSA. 1995. 90. P. 269—306.

24. Strawn B. A. What is Stronger than a Lion?: Leonine Image and Metaphor in the Hebrew Bible and Near East. Fribourg, 2005.

25. The Ahhiyawa Texts / eds. G. Beckman, T. Bryce, E. Cline. Atlanta, 2011.

26. van der Kolf M. C. Makar(eus) // RE. Hlbd. 1928. 27. S. 617—622.

27. Vanschoonwinkel J. L’égée et la méditerranée orientale à la fin du deuxième millénaire. Témoignages archéologiques et sources écrites (Archaeologia Transatlantica IX). Louvain, 1991.

Полная версия доступна только подписчикам
Подпишитесь прямо сейчас