«Кошель святого Стефана» в Вене: произведение русского лицевого шитья XIII в. в контексте связей Руси с латинским миром
Отзывы
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)


Всего просмотров
2100


Скачивания
39
УДК
93/94 История
Дата выпуска
15.11.2019
Год выпуска
2019
DOI
10.18254/S207987840007119-9
«Кошель святого Стефана» в Вене: произведение русского лицевого шитья XIII в. в контексте связей Руси с латинским миром
Аннотация

Статья посвящена малоизвестному памятнику древнерусского искусства, находящемуся в собрании Духовной сокровищницы дворца Хофбург в Вене и известному под названием «кошеля св. Стефана Венгерского». В статье доказывается, что это произведение русского шитья, возможно, представлявшее собой реликварий, было создано в первой половине XIII в. Сопоставление этого произведения с новгородской иконой дает хотя бы относительный ориентир для осмысления его стилистических качеств. Несмотря на отсутствие точных данных о происхождении памятника, можно предположить, что он исполнен на территории Юго-Западной Руси и попал в Центральную Европу благодаря контактам между Галичским княжеством и Венгрией или Австрией.

Об авторах
Преображенский Александр Сергеевич
Доцент Кафедры отечественного искусства Исторического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова
Библиография

1. Государственная Третьяковская галерея. Каталог собрания. Т. 1. Древнерусское искусство X — начала XV вв. М., 1995.

2. Декоративно-прикладное искусство Великого Новгорода. Художественный металл. XI—XV вв. / ред.-сост. И. А. Стерлигова. М., 1996.

3. Кастинейрас М. Ковёр Сотворения Мира. Girona, 2013.

4. Маясова Н. А. Древнерусское лицевое шитье. Каталог // ГИКМЗ «Московский Кремль». М., 2004.

5. Медынцева А. А. Древнерусские надписи новгородского Софийского собора XI—XIV вв. М., 1978.

6. Мирковић Л. Црквени уметнички вез. Београд, 1940.

7. Миркович Л. Искусство церковного шитья (окончание) // Убрусъ. Церковное шитье. История и современность. Вып. 12 (сентябрь 2009 г.). СПб., 2009. С. 3—24.

8. Попова О. С. Две русские иконы раннего XIII века // Древнерусское искусство. Художественная культура X — первой половины XIII века. М., 1988. С. 231—243.

9. Ткаченко А. А. Манипул // Православная энциклопедия. Т. 43. М., 2016. С. 338—339.

10. Шишић Ф. Новчанска кеса угарскога краља св. Стефана // Политика. 1937. С. 3.

11. 1000-летие русской художественной культуры. Каталог выставки. М., 1988.

12. Bock F. Geschichte der liturgischen Gewänder des Mittelalters oder Entstehung und Entwicklung der kirchlichen Ornate und Paramente in Rücksicht auf Stoff, Gewebe, Farbe, Zeichnung, Schnitt und rituelle Bedeutung nachgewiesen und durch zahlreiche Abbildungen erläutert. Bd. 1. Bonn, 1859; Bd. 2. Bonn, 1866; Bd. 3. Bonn, 1871.

13. Braun J. Die liturgische Gewandung im Occident und Orient nach Ursprung und Entwicklung, Verwendung und Symbolik. Freiburg im Breisgau, 1907.

14. Grape W. The Bayeux Tapestry. Munich; N. Y., 1994.

15. Hauptwerke der Geistlichen Schatzkammer / Kurzführer durch das Kunsthistorische Museum, hrsg. von W. Seipel. Wien; Milano, 2007.

16. Király P. Der sogenannte Beutel Kӧnig Stephans I von Ungarn // Studia Slavica Hungarica. Vol. 17. Budapest, 1971. S. 219—248.

17. Krone und Schleier. Kunst aus mittelalterlichen Frauenklӧstern. München, 2005.

18. Kunsthistorisches Museum Vienna. The Secular and Ecclesiastical Treasuries. Illustrated Guide. St. Pӧlten; Salzburg, 2005.

19. Leithe-Jasper M., Distelberger R. Kunsthistorisches Museum Wien. Die Schatzkammer. München; L., 1998.

20. Magnússon T. A Showcase of Icelandic National Treasures. Reykjavík, 1987.

21. Ornamenta Ecclesiae. Kunst und Künstler der Romanik in Kӧln. Katalog zur Ausstellung des Schnütgen-Museums in der Josef-Haubrich-Kunsthalle / hrsg. von A. Legner. Bd. 1—3. Kӧln, 1985.

Полная версия доступна только подписчикам
Подпишитесь прямо сейчас