Собственность: время, пространство, ценности (некоторые аспекты исторической проблематики)
Отзывы
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)


Всего просмотров
6860


Скачивания
26
УДК
93/94 История
Дата выпуска
14.09.2017
Год выпуска
2017
Собственность: время, пространство, ценности (некоторые аспекты исторической проблематики)
Аннотация
Понятие собственности является базовым для ряда наук о человеке: экономики, права, но для истории представляется наиболее существенным философско-антропологический подход, предполагающий рассмотрение психологических, духовных и межличностых аспектов. Собственность как отношение владения или обладания соотносится с идеей свободы и ее ограничений. Проявления возможности располагать объектами собственности реализуются во времени и пространстве: пространственные возможности обладания шире, время же необратимо, поэтому собственность как предметное отношение ассоциируется скорее с пространством. Распоряжение временем относится к власти, так как власть реализуется в принятии решений, в определении наступающего будущего. Исторически собственность выступает как основа идентичности (право на себя и на свое); все общества сталкивались с задачей защиты, с одной стороны, и ограничения собственности, с другой. В Новое время сложилось понимание сакральности собственности как залога демократии, история рассматривается как развитие от рабства к свободе. Однако естественные ограничения отношения собственности, прежде всего во времени, делают ее феномен довольно зыбким, неустойчивым. Материальная собственность редко сохраняется в пределах одной семьи на протяжении поколений. В Средние века в качестве защиты собственности превалировала идея древности как обоснование права на землю. В эту эпоху личные права на территорию не были отделены от политических прав на управление подданными, отсюда, например, сложность перевода такого термина как лат. status, итал. stato — «владение», впоследствии «государство». Политическая принадлежность (подданство) является зеркальной социальной характеристикой собственности. Идея собственности на территорию распространяется и на историю народов и осуществляется через государственные притязания. Противоречие между физической, естественной неустойчивостью собственности и необходимостью закрепления прав порождало наделение собственности сакральным статусом. В архаических обществах посягательство на собственность рода каралось смертью, верховными собственниками и правителями являлись боги и духи. Отрицание собственности в христианстве выразило ее преходящий характер, им обусловлено также противоречие между частной собственностью индивида или семьи и коллективной собственностью народа, общества, государства. Собственность даже в ее невещественных формах («интеллектуальная») привязана к материальной стороне жизни, отсюда элементы ее отрицания в различных религиозных и коммунистических учениях. Но механизмы перераспределения собственности необходимы в любом обществе.
Об авторах
Юсим Марк Аркадьевич
Главный научный сотрудник Института всеобщей истории РАН
Полная версия доступна только подписчикам
Подпишитесь прямо сейчас