Записи на книгах старопечатной кириллицы XV—XVIII вв.: живые цифры для социальной истории
Аннотация
Статья посвящена записям на книгах старопечатной кириллицы (изданиях XV—XVIII вв.) как историческому источнику. На страницах этих книг за столетия бытования оказалось оставлено большое количество записей самого разнообразного характера. В основу статьи легла база данных, составляемая автором с 2008 г. В настоящее время она содержит 13 420 записях, охватывающих период с 1575 по 2008 гг., выявленных на 5 052 экземплярах 1 868 кириллических изданий. При этом самые ранние издания — Триоди, напечатанные Швайпольтом Фиолем ок. 1492 г. Самые поздние издания, фигурирующие в базе данных, выпущены в 1800 г. Материалом для базы данных стали каталоги старопечатной кириллицы, выпущенные под эгидой или при участии археографов Московского университета, отразившие собрания Пермского, Тверского, Ростово-Ярославского регионов, а также современные собрания старообрядческих общин Верхокамья и Южной Вятки. Взятые по отдельности, записи на книгах нередко сами по себе очень информативны. Взятые в совокупности, они позволяют рассмотреть многие социальные и культурные процессы в динамике. Например, именно записи позволяют увидеть судьбы книжной культуры России: проследить путь отдельных экземпляров от типографии до музейного хранилища или современных частных собраний. Записи демонстрируют существовавшие в прошлом социальные практики («общение с книгой», вклады книг в церковные библиотеки, благословение или проклятие, и так далее). Записи членов царской семьи на старопечатных изданиях отразили особенности государственной политики первых Романовых. Примечательно, что основная масса была совершена михаилом Федоровичем (1613—1645): именно на его долю выпала нелегкая задача сплочения русского общества после Смутного времени. Одним из средств достижения этой цели был восстановленный ок. 1619 г. Печатный двор, чья продукция активно рассылалась Михаилом Федоровичем по разным церквам и монастырям обширного государства. Кроме того, записи позволяют восстанавливать генеалогию отдельных семей, а также реконструировать генезис и судьбы целых социальных групп (в статье этот сюжет был рассмотрен на примере «черного духовенства» XVII в.). «Семейные летописцы» и синодики нередко позволяют увидеть демографические процессы. В качестве приложений в статье приведены родословные схему видных предпринимателей XVII—XVIII вв. Гурьевых и провинциальной семьи XVIII в. Подлесковых.