Юридические формы представительства в венецианской торговле XV в.
Аннотация
В статье рассматривается форма организации бизнеса, распространенная в Венецианской республике в позднее Средневековье и известная в отечественной историографии как институт комиссионных агентов. Ее широкое внедрение явилось результатом «торговой революции» XIII в., породившей тип купца-резидента, который не путешествовал со своими товарами, а руководил коммерческими операциями из конторы, опираясь на сеть посредников и представителей. Автор стремится уточнить правовую природу «института комиссионных агентов» как одного из способов репрезентации в торговле и ставит вопрос о том, может ли этот термин обозначать агентский договор, т.е. отношения прямого представительства, или речь идет о комиссионном поручении – разновидности косвенного представительства. Поиску ответа служит анализ бухгалтерских записей, выполненных для отображения сделок с участием доверенных лиц в манускрипте под названием libro real nuovo (1406–1434) – более обширном из двух регистров, дошедших от венецианской торговой фирмы братьев Соранцо. В качестве дополнительного источника привлекается также практически не изученная тетрадь счетов Лоренцо Приули, представлявшего интересы купцов Соранцо в Сирии в 1409–1413 гг., которая являет собой единственный известный к настоящему моменту образец отчетности комиссионного агента перед его принципалами. Особое внимание уделяется так называемым путевым счетам, открытым в libro real nuovo в связи с деловыми поездками, порученными доверенным лицам. Автор различает два вида таких счетов, условно обозначаемые буквами «А» и «В», и реконструирует соответствующие им схемы бухгалтерских проводок. В первой из них при отображении сделки, совершенной через торгового представителя, не задействован лицевой счет последнего, и имущественные обязательства возникают непосредственно между братьями Соранцо и их зарубежными партнерами, что соответствует модели агентского договора. В более распространенной схеме В подобная сделка разбивается на две трансакции, в одной из которых сторонами являются фирма Соранцо и ее представитель, а в другой – этот представитель и третье лицо; такой способ отображения указывает скорее на косвенную репрезентацию. В результате автор приходит к выводу, что в Венеции первой половины XV в. наблюдалась тенденция к легализации прямого представительства, а деловые отношения между купцами и их доверенными лицами могли в некоторых случаях носить характер агентских.