Юридические формы представительства в венецианской торговле XV в.
Отзывы
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)


Всего просмотров
8388


Скачивания
28
УДК
93/94 История
Дата выпуска
16.07.2017
Год выпуска
2017
Юридические формы представительства в венецианской торговле XV в.
Аннотация
В статье рассматривается форма организации бизнеса, распространенная в Венецианской республике в позднее Средневековье и известная в отечественной историографии как институт комиссионных агентов. Ее широкое внедрение явилось результатом «торговой революции» XIII в., породившей тип купца-резидента, который не путешествовал со своими товарами, а руководил коммерческими операциями из конторы, опираясь на сеть посредников и представителей. Автор стремится уточнить правовую природу «института комиссионных агентов» как одного из способов репрезентации в торговле и ставит вопрос о том, может ли этот термин обозначать агентский договор, т.е. отношения прямого представительства, или речь идет о комиссионном поручении – разновидности косвенного представительства. Поиску ответа служит анализ бухгалтерских записей, выполненных для отображения сделок с участием доверенных лиц в манускрипте под названием libro real nuovo (1406–1434) – более обширном из двух регистров, дошедших от венецианской торговой фирмы братьев Соранцо. В качестве дополнительного источника привлекается также практически не изученная тетрадь счетов Лоренцо Приули, представлявшего интересы купцов Соранцо в Сирии в 1409–1413 гг., которая являет собой единственный известный к настоящему моменту образец отчетности комиссионного агента перед его принципалами. Особое внимание уделяется так называемым путевым счетам, открытым в libro real nuovo в связи с деловыми поездками, порученными доверенным лицам. Автор различает два вида таких счетов, условно обозначаемые буквами «А» и «В», и реконструирует соответствующие им схемы бухгалтерских проводок. В первой из них при отображении сделки, совершенной через торгового представителя, не задействован лицевой счет последнего, и имущественные обязательства возникают непосредственно между братьями Соранцо и их зарубежными партнерами, что соответствует модели агентского договора. В более распространенной схеме В подобная сделка разбивается на две трансакции, в одной из которых сторонами являются фирма Соранцо и ее представитель, а в другой – этот представитель и третье лицо; такой способ отображения указывает скорее на косвенную репрезентацию. В результате автор приходит к выводу, что в Венеции первой половины XV в. наблюдалась тенденция к легализации прямого представительства, а деловые отношения между купцами и их доверенными лицами могли в некоторых случаях носить характер агентских.
Об авторах
Рябова Мария Александровна
Научный сотрудник Кафедры истории средних веков исторического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова
Полная версия доступна только подписчикам
Подпишитесь прямо сейчас