Виттенбергские реформаторы: конфликт интересов в религиозных и социальных преобразованиях в Германии (1521—1525)
Отзывы
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)


Всего просмотров
13238


Скачивания
10
УДК
93/94 История
Дата выпуска
09.11.2014
Год выпуска
2014
Виттенбергские реформаторы: конфликт интересов в религиозных и социальных преобразованиях в Германии (1521—1525)
Аннотация
В статье рассматривается конфликт интересов немецких реформаторов в осуществлении преобразований, направленных на создание религиозной организации, основанной на принципе всеобщего священства верующих и автономии общин. На основе конкретных примеров показано, что их должностные и материальные интересы заметно влияли на их позицию в ликвидации церковных институтов, иерархии и культа папской церкви. В частности, виттенбергские реформаторы в своих программах ставили вопрос об упразднении церковных должностей. В то же время они сами занимали высокие должности в различных органах церковного управления. Потеря этих «доходных» мест создавала угрозу утраты прежнего благополучия и принуждала искать альтернативные источники существования. Кроме того, общины требовали самостоятельности в выборе своих пастырей. В статье даются примеры социализации реформаторов в новых условиях. Часть сторонников Лютера предпочла отказаться от реформационных замыслов и найти места священников в княжествах, не охваченных реформационными преобразованиями. Отдельные церковные служители, в частности Николаус Амсдорф, отказались от продвижения на высокие должности и от части жалованья за богослужение. Однако такой добровольный отказ не нашел последователей, остальные церковные чины призывали не спешить с упразднением старого богослужения, которое обеспечивало доходы церковных институтов. В статье проанализированы также попытки известного реформатора, доктора теологии Андреаса Карлштадта самостоятельно создать автономную общину в небольшом городе Орламюнде и осуществить свою программу «нового мирянина». Автор рассматривает этот проект как пример социализации духовенства, добровольного отказа от своей прежней службы, перехода в среду бюргерства и крестьянства. Отдельные представители духовенства могли быть избраны общинами на должности пастырей. Анализируя причины неудачи замысла реформатора, автор обращает внимание на материальные трудности, которые вынудили Карлштадта отступить от своих радикальных решений отказаться от должностей и званий (доктора теологии, профессора университета, архидиакона) и заниматься крестьянским трудом. Материальный фактор оказался действенным способом давления на реформаторов со стороны княжеских властей. Ситуация осложнялась тем, что консерваторы штифта пользовались поддержкой курфюрста Фридриха Саксонского, не спешившего с упразднением культа и институтов папской церкви. Проведенная в 1526 г. под началом князей реформа богослужения позволила сохранить основные доходы церковнослужителей. Анализ позиции реформаторов в осуществлении идеи всеобщего священства верующих дает основания говорить о том, что идеологические и теологические убеждения побуждали их к проведению преобразований и созданию новой религиозной общинной организации, контуры которой были обозначены в программе Лютера. В конечном итоге, конфликт материальных и религиозно-идеологических интересов в значительной степени способствовал созданию условий для сохранения церковных институтов, которые будут интегрированы в систему княжеской территориальной церковности.
Об авторах
Дятлов Владимир Александрович
Первый проректор Черниговского национального педагогического университета им. Т. Г. Шевченко
Полная версия доступна только подписчикам
Подпишитесь прямо сейчас