Светский читатель XV века осваивает пространство книги. О введениях и иллюстрациях к рукописным книгам «Евангелий от Прях»
Аннотация
В статье в центре внимания находятся введение и иллюстрации к двум рукописям второй половины XV в., Chantilly, musée Conde, 654 и Paris, B.N. fr. 2151. Рукописные книги были изготовлены неизвестными мастерами в мастерских Брюгге между 1450 и 1485 гг. Обе рукописные книги представляют одно произведение, однако при подготовке одной из них текст был существенно отредактирован.
Происхождение книг было связано с небольшим изолированным сообществом светских читателей, приближенных бургундского герцога, владевшего землями в богатой и урбанизированной Северной Фландрии. Сообщество создало самобытную культуру и литературу, структуру накопления и производства книг. Приближенные бургундских герцогов читали все больше и больше, создавали для себя новые произведения, изменяли уже существующие.
Рукописные книги, которые стали предметом статьи, сохранили для нас первые публикации «Евангелий от Прях». Это произведение содержит литературную обработку народных поверий и приданий. Появление этого необычного текста связано с любопытством придворных читателей к народной культуре и их склонностью к нарушению предписаний высокой культуре, к определенной доле эпатажа.
В эти годы уже было изобретено книгопечатанье, и происходил переход от рукописной книги к печатной, быстро менялись не только навыки и приемы чтения, но и сами тексты. В статье предпринята попытка найти ответ на вопрос о назначении вводных частей и иллюстраций в книгах Chantilly, musée Conde, 654 и Paris, B.N. fr. 2151, что позволит выяснить особенности восприятия книг читателями. Иллюстрации и вступления в книгах, адресованных «светским читателям» без университетского образования, приобретают особое значение, т.к. помогают ввести читателя в текст, подготовить его воображение к восприятию вымысла.