Творческий акт как диалектический процесс
Творческий акт как диалектический процесс
Аннотация

В статье предлагается концепция творческого акта как диалектического процесса, основанная на философско-методологическом и практически-методическом подходах к исследованию творчества. Основными принципами построения данной концепции являются объективность, диалектичность, исторический и логический анализ, методологичность осмысления. Творческий акт понимается как разрешение диалектического противоречия в предмете творчества. Его исходным моментом является идеализация проблемной ситуации и формирование идеализированного предмета творчества, сначала «негативного», т. е. в качестве «старого», возможности которого не удовлетворяют новые потребности творца. Далее выявляется основное внутреннее противоречие идеализированного предмета творчества, перспективы разрешения которого определяют «позитивные» характеристики идеализированного предмета творчества. Это формирование идеального конечного результата (ИКР) как идеального разрешения противоречия, синтеза. Противоречие (в логическом плане) разрешается поэтапно: совмещением несовместимых требований, функций, свойств. Итоговый синтез поднимает проблемную ситуацию на новый, более высокий уровень развития, к новому смыслу. Способы синтеза: перенос в новое смысловое пространство; переход к новому этапу развития во времени; трансформация в новый идеализированный предмет с новым смыслом (идея предмета). На заключительном этапе осуществляется объективация полученной творческой идеи, ее адаптация к реальной ситуации и обретение данной идеей самостоятельного реального, независимого от ее творца, бытия. Отмечается, что данная концепция представляется более содержательной и эвристичной, чем традиционные, неясные по природе «инсайты-озарения» или описательные «этапы» творческого процесса. Она может играть важную методологическую роль в дальнейших исследованиях творчества и в проектировании систем образования.

Об авторах
Семенов Сергей Николаевич
Ведущий специалист
Институт этнологических исследований им. Р. Г. Кузеева УФИЦ РАН
Библиография

1. Аксаков К. С. Несколько слов о поэме Гоголя: похождения Чичикова, или Мертвые души // Аксаков К. С., Аксаков И. С. Литературная критика. – М.: Современник. 1982.

2. Альтшуллер Г. С. Творчество как точная наука. И.: Советское радио. 1979.

3. Бахтияр Лале Суфий: образы мистического поиска – М.: Эннеагон Пресс. 2007.

4. Библер В. С. Мышление как творчество (Введение в логику мысленного диалога). М.: Политиздат. 1975.

5. Библер В. С. Из «заметок впрок» // Вопросы философии. 1991, № 6.

6. Блох М. А. О техническом творчестве // Творчество: Сборник статей. Пг. Научное химико-техническое изд-во. Науч.-технический отд. ВСНХ. 1923.

7. Брушлинский А. В. Мышление и прогнозирование. М.: Мысль.1979.

8. Бьюзен Т., Бьюзен Б. Супермышление. – Мн. ООО «Попурри». 2003

9. Вертгеймер М. Продуктивное мышление. М.: Прогресс. 1987.

10. Волков Н. Н. Процесс изобразительного творчества и проблема «обратных связей» // Психология художественного творчества: Хрестоматия. [Сост. К. В. Сельченок] – Мн.: Харвест. 2003

11. Гулыга А. В. Искусство в век науки. М.: Наука. 1978.

12. Ильенков Э. В. Об идолах и идеалах. М: Политиздат. 1968.

13. Кудрявцев В. Т., Удмурзина Б. Г. Творческий потенциал дошкольника. Природа и структура. М.: АНО «Центр развивающего образования Владимира Кудрявцева»; Актобе: Актюбинский государственный университет им. К. Жубакова, 2002.

14. Лосев А. Ф. Проблема символа и реалистическое искусство: М.: Искусство. 1976

15. Лосев А. Ф. Диалектика творческого акта (Краткий очерк) // Контекст-81. М.: Наука. 1982.

16. Лутай В. С. Диалектико-логические принципы теории творчества // III семинар по проблемам методологии и теории творчества. – Симферополь: Таврида. 1981.

17. Лутай В. С. Теория творчества и теория диалектики // IV семинар по проблемам методологии и теории творчества. – Симферополь: СГУ. 1984.

18. Нескрябина О. Ф. Герменевтический контур, свобода творчества и свобода толкования // XXI век: будущее России в философском измерении. Материалы Второго Российского философского конгресса. Т. З. 4. 2. Екатеринбург: Изд-во Уральского ун-та. 1999.

19. Розет И. М. Психология фантазии: Экспериментально-теоретическое исследование внутренних закономерностей продуктивной умственной деятельности. – 2-е изд., испр. и доп. – Мн.: Университетское. 1991.

20. Семенов С. Н. Основы философской культуры в курсе обучения методам научно-технического творчества (НТТ) // Методология и методы технического творчества. – Нс.: НГУ. 1984.

21. Семенов С. Н. Штейнберг В. Э. Методологические основы технического творчества // Штейнберг В. Э. Основы технического творчества: Учеб. пособие – Уфа: УАИ. 1987.

22. Семенов С. Н. Развитие творческих способностей в процессе обучения (философско-методологические проблемы). Уфа: Гилем. 1998.

23. Семенов С. Н. Творческое мышление (сущность, механизмы, пути оптимизации). Уфа: РИО БашГУ БашГУ. 2005.

24. Семенов С. Н. Философия, методология и теория творчества – впервые на российских философских конгрессах // Вестник Российского философского общества. 2016, № 1 (77).

25. Семенов С. Н., Мурзагулов Р. Р. От диалогизма к сотворчеству (коммуникационные стратегии власти) // Евразийский юридический журнал. 2015. № 12 (91).

26. Семенов С. Н., Газизуллин А. М. Творчество и отчуждение // Евразийский юридический журнал. 2016, № 2 (93).

27. Тульчинский Г. Л. К упорядочению междисциплинарной терминологии // Психология процессов художественного творчества. Л.: Наука. 1980.

28. Франк С. Л. Мысли в страшные дни // Франк С. Л. Непрочитанное… // Статьи, письма, воспоминания. М.: Московская школа политических исследований. 2001.

29. Хренов Н. А. Творческий процесс в кино как объект изучения // Психология процессов художественного творчества. Л.: Наука. 1980.

30. Шаймухаметова Л. Н. О возможностях применения диалектики в развитии творческого мышления музыканта // Научно-технический прогресс и творчество (Всесоюзная научно-практическая конференция). М.: Знание. 1986.

31. Штейнберг В. Э. Основы технического творчества. М.: Гособр. СССР. Фонд, Фонд «Дар». 1991.

32. Штейнберг В. Э., Семенов С. Н. Технология логико-эвристического проектирования профессионального образования на функционально-модульной основе. М.: НИИ ВШ. 1993.

Полная версия доступна только подписчикам
Подпишитесь прямо сейчас