«Судите, и да не судимы будете!»: карнавал смерти в голливудской футурологии
«Судите, и да не судимы будете!»: карнавал смерти в голливудской футурологии
Аннотация

В статье рассматриваются особенности голливудской идеологизации модели общественного договора, представленной во франшизе о «Судной ночи». Научные обобщения основываются на западной и российской традициях изучения фильмов ужасов как значимого идеологического феномена современной визуальной культуры. Он является концентрированным выражением социоантропологических тенденций, актуальных для современных политических практик. Опираясь на психоаналитические методологии, было установлено, что эта художественная модель непосредственно соотносится с закономерностями формирования бессознательных представлений индивида (трансфер). При определённых социально-политических условиях он может превратиться в эффективный инструмент тоталитарной власти, придающий общественному договору новый формат дисциплинарности. Также переосмысливаются принципы договорной теории образования государства, воспроизводящей социокультурные идеалы эпохи Просвещения. Футурологический проект франшизы о «Судной ночи» актуализирует модель общественного договора гоббсовского толка в направлении постмодернистской реинтерпретации естественного состояния общества как «войны всех против всех». Классическая модель общественного договора предполагает поиск наиболее эффективных механизмов достижения социального блага, опираясь на гуманистические принципы социальной коммуникации. Стратегия голливудской франшизы о «Судной ночи» нацелена на насильственное освобождение общества от просвещенческих идеалов «разумного человека», характерных для нововременной европейской цивилизации. В основу этой модели положен биополитический принцип коммуникации как дозированного и законодательно регулируемого «очищения» индивидуальных и социальных организмов от бессознательной агрессии и животной дикости. Ужасная, кровавая бойня, которую устраивают граждане в «Судную ночь», приобретает ритуальный, сакральный и биополитический характер и является способом компенсации внутренних конфликтов, накапливающихся у индивидов в течение календарного года. Легитимация и декриминализация этого жестокого коммуникативного сценария позволяет сформировать особый тип этатистской дисциплинарности, свободной от моральных предрассудков и правовых ограничений. Она всецело базируется на социально-политической модели институциональной сублимации бессознательной агрессии, позволяющей эффективно сплачивать санированное социальное пространство, избавленное от всех видов конкуренции, а также традиционных пороков цивилизации. Художественный проект франшизы о «Судной ночи» визуализирует дисциплинарный компромисс актуальных биополитических трендов и обывательского запроса в отношении нивелирования способов досуговой и официальной деятельности. Подобный кинематографический эксперимент имеет смысл уже хотя бы потому, что именно голливудские фильмы ужасов, несмотря на трансформацию геополитических приоритетов и социально-политические мутации повседневности, продолжают уверенно лидировать в мировом прокате.

Об авторах
Некита Андрей Григорьевич
Профессор кафедры теории, истории и философии культуры
Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого
Библиография

1. Гоббс Т. Основ философии. Часть третья. О гражданине // Гоббс Т. Сочинения в 2 т. Т.1 / пер. с лат. и англ., ; сост., ред. изд., авт. вступ. ст. и примеч. В. В. Соколов. М.: Мысль, 1989. С. 270–506.

2. Жижек С. Киногид извращенца. Кино. Философия. Идеология. Екатеринбург: Гонзо, 2014. 472 с.

3. Маленко С. А. Маргинальная и инфернальная топология города в мифологии американского фильма ужасов // Ученые записки Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого. 2019. №3(21). [Электронный ресурс]. URL: http://www.novsu.ru/univer/press/eNotes1/i.1086055/?id=1519844. (дата обращения: 22.04.2019).

4. Некита А. Г. «Не лечите меня жить...»: идеология инструментальной медицины в американских фильмах ужасов // Ученые записки Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого. 2019. №3(21). [Электронный ресурс]. URL: http://www.novsu.ru/univer/press/eNotes1/i.1086055/?id=1519845. (дата обращения: 22.04.2019).

5. Ролз Дж. Теория справедливости. М.: Ленанд, 2017. 536 с.

6. Трюффо Фр. Хичкок/Трюффо. М.: Эйзенштейн-центр, 1996. 224 с.

7. Юсев А. Ю. Кинополитика: Скрытые смыслы современных голливудских фильмов. М.: Альпина Диджитал, 2017. 300 с.

8. Abramson M. Creating Killers: Stalin's Great Purge and the Red Army's Fate in the Great Patriotic War // Armstrong Undergraduate Journal of History. 2018. Vol.8(2). Article 6. pp. 79–101.

9. Ahmad А. Transgressive Horror and Politics: The Splatterpunks and Extreme Horror // The Palgrave Handbook to Horror Literature. London: Palgrave Macmillan, 2018. pp 365-376. doi: 10.1007/978-3-319-97406-4_28

10. Berliner Т. Hollywood Aesthetic: Pleasure in American Cinema. New York: Oxford University Press, 2017. 298 p. doi: 10.1093/acprof:oso/9780190658748.001.0001

11. Dawn K. Showtime’s Dexter: The horror of being (non)human // Horror Studies. 2018. Vol.9. №1. pp. 51–68.

12. Hennig M. Cross-Cultural Fear? Japanese Horror Films and Their Hollywood Remakes // Cultural Experiences of Fear, Horror and Terror. Plantijnstraat: Brill. pp. 181–189. doi: 10.1163/9781848883314_019

13. K?dziora Kr. John Rawls: kontraktualizm i konstruk tywizm // Studia Philosophiae Christianae. UKSW. 2017. №53(1). pp. 59–83.

14. Lima B. Hope and Violence in Dystopia // The 11-th International RAIS Conference on Social Sciences. November 20, 2018. Beltsville: Research Association for Interdisciplinary Studies (RAIS). pp. 303–307.

15. Malenko S. A., Nekita A. G. Horror films in unconscious anthropological strategies of biopower // Anthropological Measurements of Philosophical Research. 2018. № 13. pp. 41–51.

16. Martins da Costa A. Resson?ncias Kantianas na Teoria da Justi?a de John Rawls // Revista Portuguesa de Filosofia. 2019. Vol. 75. №1. pp. 375–390.

17. Stubbs J. Hollywood and the Invention of England Projecting the English Past in American Cinema, 1930–2017. London: Bloomsbury Academic, 2019 p.4. doi: 10.5040/9781501305863.0004

18. Ullah I., Shahzor K.    Cultural (Mis)Appropriation, Ideological Essentialism and Language: Analysis of Stereotyping in Hollywood Movie // International Journal of English Linguistics. Vol. 7, No. 6 (2017) pp.171-177. doi:10.5539/ijel.v7n6p171

19. Zaheer F., Din K. ud. American Dream or Avaratia: Critical Circumspectis of American Dream Through Ages // International Journal of English Linguistics. 2019. Vol.9. №3. pp. 57–67.

Полная версия доступна только подписчикам
Подпишитесь прямо сейчас

Дополнительные материалы

Иллюстрация 1. Группа представителей «золотой молодежи» перед входной дверью дома Сэндинов. Кадр из фильма (https://s2.afisha.ru ) [Ссылка]

Иллюстрация 2. Лидер молодежной группировки мародеров в маске с надписью «БОГ» перед началом охоты на жертв. Кадр из фильма. (https://i.computer-bild.de) [Ссылка]

Иллюстрация 3. Рико Санчес перед ритуальной расправой в доме семейства Торн. Кадр из фильма. (https://media.kg-portal.ru) [Ссылка]

Иллюстрация 4. Участники городских погромов в масках, персонифицирующих американскую демократию. Кадр из фильма. ( https://www.avoir-alire.com) [Ссылка]

Иллюстрация 5. Пророк Судной ночи, возвещающий начало нового этапа в американской истории. Кадр из фильма. (https://simkl.in) [Ссылка]