ТРАДИЦИЯ LECTIO DIVINA: КОГНИТИВНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ПРОЧТЕНИЕ
Отзывы
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)


Всего просмотров
479


Скачивания
76
Образовательные программы
УДК
1 ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ
Дата выпуска
01.03.2014
Год выпуска
2014
ISBN
1991-640X
ТРАДИЦИЯ LECTIO DIVINA: КОГНИТИВНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ПРОЧТЕНИЕ
Аннотация
Наряду с литургической и личной молитвой, lectio divina (букв. «Божественное чтение») составляет одну из неотъемлемых черт христианской монашеской традиции. Под lectio divina понимается индивидуальное (не литургическое) чтение (lectio) Священного Писа­ния, а также сочинений Отцов Церкви, жизнеописаний святых и другой благочестивой литературы, требующее напряженного размышления-усвоения (meditatio) и призванное стать для христианина неиссякаемым источником его молитвы (oratio) и вообще духов­ной жизни. Статья посвящена исследованию преобразований сознания, связанных с практикой lectio divina. В качестве материала используются классические для западной христианской традиции тексты: «Лествица затворников» Гвиго II Картузианца (XII век) и «Размышления о жизни Христа» Иоанна де Каулибуса (XIV в.). Рассматриваются пси­хологические процессы, происходящие в коммуникативном акте взаимодействия адре­сата с текстом. Предлагается и обосновывается концепция значения текста как «образа- организатора», стимулирующего и направляющего воображение адресата текста к при­своению «чувствуемого смысла» этого текста. В зависимости от характера и целей тради­ции, определяющих метафорическую структуру текста, равно как и исходную установку его адресата, переживание присваиваемого смысла может иметь своим результатом: 1. Порождение новой поверхностной структуры в форме «прозрения» или «откровения», которое в этой ситуации воспринимается как исходящее от феноменального «другого», или/и 2. Порождение новой глубинной структуры в форме «невыразимого постижения» и/или непосредственного ощущения «единства с всеобщим».
Полная версия доступна только подписчикам
Подпишитесь прямо сейчас