Из истории исламоведения: А. М. Шиммель и классическая феноменология религии
Аннотация
В статье проводится анализ ключевых трудов известного классика исламоведения, специалиста по суфизму Анны-Мари Шиммель и показывается, что в ее творчестве методология классической феноменологии религии нашла свое оригинальное приложение в исследовании ислама. Вначале в статье делается акцент на некоторых моментах биографии А.-М. Шиммель, оказавших влияние на ее академическую карьеру, затем анализируется ее феноменологический подход и показывается, как она выстраивает свою систему описания ислама путем систематизации религиозных феноменов, восходя от внешних форм (материальные предметы) к центру религии (Богу), при этом всегда обращаясь к темам Бога, Корана, Мухаммада. Далее система А.-М. Шиммель иллюстрируется на основных примерах. Отмечается, что для нее феноменологический анализ ислама предполагает комплексное понимание и описание религиозных явлений, начиная с восприятия камня, праздника, одежды, мифа простыми верующимимусульманами и заканчивая сложными богословскими построениями, обращается внимание на то, что феноменологический подход к исламу, предложенный ею, учитывал специфику lived religion до появления этого направления, таким образом, наследие Шиммель вписывается в контекст современных религиоведческих исследований. Во второй части статьи рассматривается влияние концепций ведущих классиков феноменологии религии Мирчи Элиаде, Герардуса Ван дер Леу, Фридриха Хайлера на исследования А.-М. Шиммель. Делается вывод, что положительная рецепция ее работ как среди ученых-исламоведов, так и среди верующих мусульман свидетельствует о том, что язык феноменологического описания религии — язык религиозного диалога.