SAPIENTIAM SINE ELOQUENTIA PRODESSE NON EST DUBIUM: ВЗАИМОСВЯЗЬ МУДРОСТИ И КРАСНОРЕЧИЯ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ИСИДОРА СЕВИЛЬСКОГО
Отзывы
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)


Всего просмотров
609


Скачивания
80
Образовательные программы
УДК
1 ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ
Дата выпуска
01.03.2013
Год выпуска
2013
ISBN
1991-640X
SAPIENTIAM SINE ELOQUENTIA PRODESSE NON EST DUBIUM: ВЗАИМОСВЯЗЬ МУДРОСТИ И КРАСНОРЕЧИЯ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ИСИДОРА СЕВИЛЬСКОГО
Аннотация
В произведениях Исидора Севильского выделяется несколько уровней знания. Первым и наивысшим епископ Севильи считал мудрость (sapientia), под которым он понимал знание о божественных вещах. Такая мудрость обязательно приводит своего обладателя к спасению души и Царствию Небесному. Однако специфика мудрости трактовалась Исидором по-разному в зависимости от его произведений. Так, в произведениях энциклопедического характера — «Этимологии» и первая книга «Дифференций» — мудрость представляет собой понимание устройства мира и космоса. Мудрый человек может узнать причины явлений как земной, так и небесной жизни. В противоположность ей разумность (prudentia) ориентирована на постижение предметов земных и светских, ее целью является различение злого и доброго и наилучшее устроение своей судьбы. К нему примыкает знание (scientia) — книжное знание, которое Исидор считает частью философии. В то же время и разумность, и знание являются инструментами для достижения искомой мудрости. Такая мудрость тесно связана с красноречием (eloquentia), которое без нее не мыслится. В произведениях, ориентированных на читателя-клирика или монаха, т. е. во второй книге «Дифференций» и в «Сентенциях», мудрость противопоставлена суетному мирскому знанию. В этих сочинениях Исидор утверждает, что красноречие мудрости чуждо, что мудрость ценна своей безыскусностью. В контексте этих произведений мудрость нацелена исключительно на благочестивую жизнь и на спасение души. Различия в толковании слова sapientia продиктованы жанровыми особенностями рассмотренных сочинений, а также аудиторией, которой они адресованы.
Об авторах
Марей Елена Сергеевна
Доцент Школы исторических наук, НИУ «Высшая школа экономики»
Полная версия доступна только подписчикам
Подпишитесь прямо сейчас