Апостол Павел против Аристотеля: полемика с античной философской традицией в «Путеводителе» Анастасия Синаита
Аннотация
В статье рассматриваются взгляды Анастасия Синаита на место античного философского наследия в догматике и догматической полемике на материале его главного христологического сочинения «Путеводитель». Подвергается анализу вводная часть трактата, где Анастасий Синаит сопоставляет некоторые положения философского знания с положениями христианской веры, приходя к выводу о непригодности философского терминологического и концептуального аппарата для христологии и триадологии. Аналогичные взгляды отстаивает Анастасий Синаит на протяжении всего трактата, подчеркивая, что все ключевые еретические заблуждения коренятся в увлечении еретиков языческой философией. Особенно негативное влияние на христианскую мысль оказал, по мнению игумена, Аристотель с его учением о тождестве природы и ипостаси. Именно это учение, считает он, лежит в основе монофизитства. Ставится вопрос об источниках представлений Анастасия Синаита об античной философии. Показывается, что сам Анастасий Синаит крайне плохо был знаком с трудами античных философов. В большинстве случаев, когда он ссылается на какое-либо философское положение, его источник можно установить лишь примерно. Высказывается предположение, что источниками представлений Анастасия о философии являются, вероятно, христианские адаптации комментариев на Аристотеля Александрийской школы. Также в статье ставится вопрос о причинах столь негативного отношения Анастасия Синаита к античной философии, предполагающего не только осторожное взаимодействие с ней, что характерно, например, для Леонтия Византийского, Феодора Раифского, Максима Исповедника, Иоанна Дамаскина, но и радикальную критику философского знания. Предварительно высказывается предположение, что причиной этого является то, что монофизитская богословская традиция VI–VII вв. в большей степени, чем халкидонитская, была зависима от Аристотеля. В любом случае положение «Путеводителя» Анастасия Синаита в поздней восточно-христианской богословской традиции является уникальным. Для него характерно стремление минимизировать влияние античной философской традиции на христианское богословие. Он предлагает системную работу с богословскими понятиями, не зависящую от «эллинской» традиции.