УСИЛЕНИЕ КАТЕГОРИАЛЬНОГО ЭФФЕКТА ВОСПРИЯТИЯ С ПОМОЩЬЮ ПОНЯТИЙНЫХ КОМБИНАЦИЙ
Отзывы
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)


Всего просмотров
679


Скачивания
104
Образовательные программы
УДК
1 ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ
Дата выпуска
01.04.2016
Год выпуска
2016
ISBN
1813-8918
УСИЛЕНИЕ КАТЕГОРИАЛЬНОГО ЭФФЕКТА ВОСПРИЯТИЯ С ПОМОЩЬЮ ПОНЯТИЙНЫХ КОМБИНАЦИЙ
Аннотация
Объекты, относящиеся к одной категории, кажутся более сходными, чем объекты, в той жестепени различающиеся по физическим параметрам, но не относящиеся к одной категории.Недавние исследования показали, что данный категориальный эффект восприятия значительно усиливается при назывании объектов общим именем (Котов и др., 2012; Lupyan,2008). В настоящем эксперименте мы усиливали категориальный эффект восприятия спомощью понятийных комбинаций — дополнительных определений к основному именикатегории. Мы сравнивали проявления категориального эффекта восприятия в условияхтипичных комбинаций («китайская ваза»), атипичных («вкусная ваза») и в условиях безпонятийных комбинаций (только «ваза»). Испытуемые вначале называли демонстрируемые им объекты именем категории с разными типами понятийных комбинаций или безних и потом запоминали дополнительную визуальную информацию об объектах, включающую категориальные, т.е. часто встречаемые, и индивидуальные, редко встречаемые свойства. В результате исследования мы обнаружили, что во всех условиях как с понятийнымикомбинациями, так и без них испытуемые успешно формировали прототип категории ираспознавали старые примеры категорий. Вместе с этим только в условиях с использованием понятийных комбинаций (и типичных, и атипичных) по отношению к объектам сосниженным количеством категориальной информации испытуемые демонстрироваликатегориальный эффект восприятия, т.е. считали эти объекты виденными ранее. При этомлишь при использовании типичных понятийных комбинаций, в отличие от использованияатипичных, испытуемые успешно распознавали объекты с новыми признаками. Мы обсуждаем обнаруженные различия как проявление двух функций понятийных комбинаций в категориальном эффекте восприятия — привлечение внимания к ядру категории и подчеркивание отличий категории от других категорий. Данные результаты сравниваются ссемантическими моделями понятийных комбинаций (Hampton, 1987; Springer, Murphy,1992).
Полная версия доступна только подписчикам
Подпишитесь прямо сейчас