ЛИЧНОСТНЫЕ ЦЕННОСТИ, МОРАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ И ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ В РЕГУЛЯЦИИ ВЫБОРА В СИТУАЦИИ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
Аннотация
В статье представлены результаты исследований, демонстрирующих роль толерантности к неопределенности, эмоционального интеллекта, готовности к риску, рациональности, стадий развития автономной морали и макиавеллизма в регуляции личностных выборов. Студентам (всего выборка составила 896 чел.) предъявлялись 8 вербальных задач с множественными исходами: 4 из них - на моральный выбор и еще 4 - на использование эмоциональной информации. Исходы строились как «разрешающие - не разрешающие» ситуацию неопределенности (во всех восьми ситуациях), предполагающие использование другого человека в своих целях (макиавеллистический выбор или отказ от него - в четырех задачах) и ориентировку или нет на учет эмоционального контекста ситуации (в других четырех задачах). Проверялись гипотезы о регулятивной роли нравственного самосознания (стадий морального развития согласно модели Колберга-Гиллиган) и эмоционального интеллекта в предпочтениях личностного выбора, а также роли ситуационного фактора - содержания проблемы, которую разрешает человек своим выбором. В постановке проблемы обсуждена неправомерность классических противопоставлений разума и эмоций в регуляции морального выбора и обоснована необходимость учета толерантности-интолерантности к неопределенности в динамических регулятивных системах (ДРС) выборов. Было показано, что шкалы нравственного самосознания личности оказываются предикторами не только в задачах на манипулятивный выбор, но и в задачах, предполагающих возможность ориентировки на эмоциональную информацию в ситуации. Оказалось, что высокие показатели «Постконвенциональной стадии», свидетельствующие об уровне собственного личностного развития автономной морали, также могут сопутствовать предпочтению макиавеллистического выбора. Его предикторами выступили также «Макиавеллизм», «Межличностная интолерантность к неопределенности» и «Готовность к риску». Таким образом, высокий уровень нравственного развития не является гарантией отказа от использования другого, сам человек в зависимости от конкретной ситуации решает, какие из его личностных ценностей выйдут на ведущий уровень регуляции выбора. Интериоризованные личностные ценности, выраженные в шкалах «Постконвенциональная стадия» морали, «Самопожертвование» и «Самоуважение», в большей степени предполагают способность личности продуктивно разрешать ситуации неопределенности. «Толерантность к неопределенности» выступила в значимых связях со шкалами, презентирующими латентные переменные как Принятия неопределенности и риска, так и Межличностного эмоционального интеллекта. Установлено, что лучшему узнаванию и пониманию эмоций других людей сопутствует «Готовность к риску», в то время как «Рациональность», понимаемая как стремление к максимально полному сбору информации, в большей степени сопутствует пониманию собственных эмоций (связь со шкалой «Внутриличностный эмоциональный интеллект»).