Русская версия Шкалы сопричастности красоте EBS (the Engagement with Beauty Scale): многочертная-многометодная модель
Отзывы
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)


Всего просмотров
672


Скачивания
96
Образовательные программы
УДК
1 ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ
Дата выпуска
01.01.2017
Год выпуска
2017
ISBN
1813-8918
Русская версия Шкалы сопричастности красоте EBS (the Engagement with Beauty Scale): многочертная-многометодная модель
Аннотация
Целью работы была адаптация на русском языке опросника EBS, измеряющего эстетическую отзывчивость на красоту природы, искусства, идей и нравственного поведения.Кроме этого проверялись предположение об отзывчивости на красоту техники как составляющей эстетической отзывчивости, а также многочертная-многометодная (МТММ)модель, выделяющая в структуре EBS дополнительно шкалы сопричастности: когнитивной, телесной, эмоциональной, духовной. Перевод оригинального опросника был дополненэкспериментальной шкалой Красоты Техники и заполнялся учащимися лицея г.Екатеринбурга 14–17 лет, n = 191, девушек 48%, юношей 52% из классов с углубленнымизучением математики, естественных либо гуманитарных наук. Конфирматорный факторный анализ подтвердил консистентность шкалы Красоты Идей первоначальной структуреEBS (шкала добавлена позднее и требовала отдельной валидизации). Красота Техники необнаружила консистентности с EBS, поэтому была исключена из анализа. МТММ модельпоказала хорошую пригодность, при том что половина нагрузок у шкал сопричастности недостигала значимого уровня. В анализе надежности коэффициент  Кронбаха достигал0.92 для суммарного показателя EBS; 0.82–0.90 для шкал красоты и 0.66–0.75 для шкалсопричастности. Дисперсионный анализ выявил более высокие общие показатели EBS удевушек относительно юношей, а также у гуманитариев и физиков по сравнению с химиками и математиками. Кроме того, у девушек и юношей различались усредненные профилишкал как красоты, так и сопричастности. Внутригрупповые факторы вида красоты исопричастности также взаимодействовали. Таким образом, на выборке академическиуспешных подростков русская версия EBS проявила хорошие психометрические характеристики; МТММ модель соответствовала данным. Выявленные различия в эстетическойотзывчивости, связанные с полом и учебной специализацией респондента, также подтверждают валидность опросника и уместность предложенной модели.
Полная версия доступна только подписчикам
Подпишитесь прямо сейчас