Когда ошибка ведет к уверенности: ложный инсайт и чувство знания при решении анаграмм
Отзывы
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)


Всего просмотров
578


Скачивания
74
Образовательные программы
УДК
1 ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ
Дата выпуска
01.10.2019
Год выпуска
2019
ISBN
1813-8918
Когда ошибка ведет к уверенности: ложный инсайт и чувство знания при решении анаграмм
Аннотация
В психологии мышления инсайтом называют внезапное решение задачи, которое сопровождаетсяАга!-переживанием и высокой уверенностью в ответе. При этом такое решение может оказаться ошибочным, что называется ложным инсайтом. С позиций классических теорий это явление не получаетобъяснения поскольку в них Ага!-переживание и другие метакогнитивные чувства считаются побочным продуктом когнитивных процессов. Соответственно, такая диссоциация между когнитивными иметакогнитивными процессами невозможна. В сигнальных теориях инсайта предполагается, что формирование метакогнитивных чувств, включая Ага!-переживание, происходит в два этапа.Обнаружение решения на неосознанном уровне порождает неспецифический эмоциональный сигнал,который затематрибутируется какому-либо процессу или задаче. С этой точки зрения, ложный инсайти другие несоответствия когнитивных и метакогнитивных процессов возникают по причине невернойатрибуции сигнала. Данная работа была направлена на проверку этой гипотезы. Мы предполагали, чтонеосознанное решение интерферирующей задачи приведет к ложному инсайту или к повышению чувства знания относительно основной задачи. Для моделирования этой ситуации в экспериментальныхусловиях была сконструирована методика ложной семантической подсказки. В качестве задач использовались анаграммы, содержащие, помимо решения, слово на одну букву короче верного ответа.Ложной подсказкой выступал интерферирующий семантический прайм — изображение, означающеекороткое слово внутри анаграммы. Было обнаружено, что испытуемые делают больше быстрых ошибок замены после такого прайма. Это подтверждает валидность нашей методики и говорит о том, чтопри наличии интерферирующей задачи сигнал, возникший при ее решении, может быть неверно атрибутирован основной задаче.Также было зафиксировано повышение оценок чувства знания после ошибок замены по сравнению с ошибками пропуска. Этот результат может быть интерпретирован какпоследействие первичного метакогнитивного сигнала и возможность его повторной атрибуции.
Полная версия доступна только подписчикам
Подпишитесь прямо сейчас