ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ РАЗВИТИЯ РЕГУЛЯТОРНЫХ ФУНКЦИЙ В СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
Отзывы
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)


Всего просмотров
616


Скачивания
119
Образовательные программы
УДК
1 ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ
Дата выпуска
01.04.2019
Год выпуска
2019
ISBN
1813-8918
ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ РАЗВИТИЯ РЕГУЛЯТОРНЫХ ФУНКЦИЙ В СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
Аннотация
В статье рассматривается модель регуляторных функций А. Мияке, примененная кдошкольному возрасту. Основной задачей исследования выступила апробация диагностического инструментария NEPSY-II для оценки уровня развития трех основных компонентов регуляторных функций (рабочей памяти, когнитивной гибкости и торможения) уроссийских дошкольников. Выборку исследования составили 267 детей (143 мальчика и124 девочки) в возрасте 5–6 лет (Ме = 5.6 года, SD = 0.3), посещающих старшую группудетских садов в г. Москве. В результате сравнения результатов американских и российскихдетей 5–6 лет выявлены некоторые кросс-культурные особенности: память на образы всреднем больше развита у российских, а на пространственные представления – у американских детей. Для проверки конвергентной валидности инструментария на части выборки(N = 48), проведен корреляционный анализ результатов выполнения дошкольниками двухбатарей методик – апробируемой и разработанной под руководством Л.А. Венгера.Обнаруженные взаимосвязи подтвердили возможность использования рассматриваемогоинструментария для диагностики регуляторных функций. Анализ данных исследованияпоказал, что уровни развития слухоречевой и зрительной рабочей памяти старшихдошкольников не связаны между собой. Однако слухоречевая память во многом лежит воснове развития когнитивной гибкости внимания (переключения), а зрительная – сдерживающего контроля (торможения). На основании результатов диагностики выделены и описаны четыре различных варианта развития регуляторных функций в старшем дошкольномвозрасте. Дети с достаточно высоким уровнем развития регуляторных функций распределены по двум группам в соответствии с ориентацией: на высокую скорость выполнениязаданий и на высокое качество выполнения заданий (избегание ошибок).
Об авторах
Алмазова Ольга Викторовна
Доцент, кафедра возрастной психологии факультета психологии
МГУ имени М.В. Ломоносова
Бухаленкова Д. А.
Младший научный сотрудник факультета психологии
МГУ имени М.В. Ломоносова
Веракса А. Н.
заведующий кафедрой психологии образования и педагогики факультета психологии
МГУ имени М.В. Ломоносова
Полная версия доступна только подписчикам
Подпишитесь прямо сейчас