Конструирование образа антиалкогольной политики России в новостных медиа: риторика преодоления пьянства и контрриторические стратегии
Отзывы
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)


Всего просмотров
662


Скачивания
93
УДК
3 ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ
Дата выпуска
01.07.2019
Год выпуска
2019
ISBN
1811-038X
Конструирование образа антиалкогольной политики России в новостных медиа: риторика преодоления пьянства и контрриторические стратегии
Аннотация
В статье с позиций социального конструкционизма анализируются особенности создания новостными медиа образа антиалкогольной политики России. Тема исследования разворачивается от анализа риторики преодоления тяжелого пьянства как узкого аспекта алкоголизации населения к поиску стратегий контрриторики, связанных с антиалкогольными мерами государства. На основе результатов количественного (N=37903) и качественного (N=10002) контент-анализа тематических сообщений новостных медиа и их заголовков за 2016–2017 гг., произведенного с помощью информационно-аналитической системы «Медиалогия», построена авторская типология контрриторических стратегий в отношении антиалкогольной политики. Типология включает стратегии: 1) иронизации, связанной с высмеиванием мер преодоления алкоголизации населения, 2) вульгаризации, направленной на упрощение и искажение их смысла, 3) советизации, способствующей формированию ассоциативных связей современной антиалкогольной политики с горбачевской антиалкогольной кампанией, 4) мифологизации, культивирующей вымышленные представления об эффективности антиалкогольной политики, 5) гиперболизации, эксплуатирующей преувеличенные суждения о ней, 6) десакрализации, обесценивающей ее смыслы, и 7) патологизации, придающей сомнительность адекватности реализации антиалкогольных мер. Среди результатов исследования следует выделить анализ лейтмотивов сообщений новостных медиа и контрриторических стратегий, произведенный с помощью методологии П. Ибарры и Дж. Китсьюза. Сделан вывод, что используемая в СМИ контрриторика создает отчуждающий и даже катастрофический образ антиалкогольной политики. Результаты исследования свидетельствуют о наличии противоречия между риторикой преодоления тяжелого пьянства рестриктивными мерами и отчуждающим образом рестриктивной антиалкогольной политики государства. Основным выводом является то, что контрриторические стратегии, драматизирующие пути решения проблемы тяжелого пьянства, формируют восприятие фатальности процесса алкоголизации населения.
Об авторах
Белова Юлия Юрьевна
Ведущий научный сотрудник
Институт прикладных политических исследований НИУ "Высшая школа экономики"; Лаборатория экономико-социологических исследований НИУ "Высшая школа экономики"
Полная версия доступна только подписчикам
Подпишитесь прямо сейчас