Исследуется вопрос о том, должно ли приказное производство оставаться в судебной компетенции. Эта процедура предназначена для рассмотрения бесспорных требований, не предполагающих необходимости исследования доказательств и реализации полной судебной процедуры. Отсутствие в приказном производстве значимого правового конфликта дает ученым основания утверждать, что функцию выдачи судебного приказа следует передать от судьи иным субъектам правоприменения.
Предметно рассматриваются высказываемые в науке предложения по передаче приказного производства в ведение искусственного интеллекта, помощников судей, нотариусов. Обосновывается, что искусственный интеллект не может заменить суд в реализации процедуры приказного производства в связи с отсутствием достаточных возможностей отличать бесспорные требования от требований, подразумевающих спор о праве. Помощники судей остаются вспомогательным персоналом: в силу предъявляемых к ним квалификационных требований они не готовы принять на себя новые полномочия. Передача приказного производства нотариусам приведет к радикальной перегрузке российского нотариата. Реализация каждого из этих трех предложений потребует существенного реформирования процессуального законодательства (а применительно к нотариусам — законодательства о нотариате), к которому российская правовая система не готова. Кроме того, изъятие из судебной компетенции приказного производства не будет способствовать повышению защищенности взыскателей и должников, а наоборот, создаст дополнительные риски.
Вывод: приказное производство должно оставаться судебной процедурой, реализуемой судом (судьей) в сокращенной процессуальной форме.