Растения в культуре: парадигма антропологии
Отзывы
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)


Всего просмотров
211


Скачивания
7
Образовательные программы
УДК
39 Этнография. Жизнь народа. Обычаи. Образ жизни. Фольклор
Дата выпуска
14.12.2021
Год выпуска
2021
DOI
10.31857/S086954150017411-2
Растения в культуре: парадигма антропологии
Аннотация

В настоящей обзорной статье авторы анализируют в исторической ретроспективе (от древности до наших дней) полифункциональность растений в культуре народов разных регионов мира, прослеживают полисемантизм, символизм, знаковость и применение в пищевой, медицинской, сакрально-магической, потестарной сферах различных видов местной флоры. Значительное внимание уделяется степени изученности каждой из этих сфер и основным направлениям исследования растений (в том числе этноботанике, или фитоантропологии) в зарубежной и отечественной академических традициях. Статья является введением к тематическому блоку, включающему работы В.Б. Колосовой, К.А. Джернигана и О.С. Беличенко, А.А. Новика и М.В. Домосилецкой, О.Д. Фаис-Леутской, В.Н. Давыдова.

Об авторах
Фаис-Леутская Оксана Давидовна
Институт этнологии и антропологии РАН
Новик Александр Александрович
Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН; Санкт-Петербургский государственный университет
Библиография

1. Агапкина Т.А. Деревья в традиционной культуре славян: проблема системного описания // Этнографическое обозрение. 2012. № 6. С. 29–43.

2. Агапкина Т.А. Символика деревьев в традиционной культуре славян: ива, верба, ракита (род Salix) // Славянский альманах. 2014. № 1–2. С. 283–302.

3. Агапкина Т.А. Символика деревьев в фольклоре и традиционной культуре славян: яблоня // Studia Litterarum. 2017. Т. 2. № 1. С. 284–305.

4. Агапкина Т.А. Деревья в славянской народной традиции: очерки. М.: Индрик, 2019.

5. Александренков Э.Г., Фольгадо А. Маниока и касабе // Этнографическое обозрение. 1993. № 5. С. 43–55.

6. Батьянова Е.П., Бронштейн М.М. Мухомор в быту, верованиях, обрядах, искусстве народов Севера // Сибирские исторические исследования. 2016. № 1. С. 46–58.

7. Воробьев Д.В. Введение к специальной теме номера // Сибирские исторические исследования. 2019а. № 1. C. 48–63.

8. Воробьев Д.В. (отв. ред. темы) Этноботаника: человек и мир флоры на Американском континенте // Сибирские исторические исследования. 2019б. № 1. С. 48–123.

9. Гайдуков А.В. Новое язычество, неоязычество, родноверие: проблема терминологии // Язычество в современной России: опыт междисциплинарного исследования / Ред. Р.В. Шиженский. Нижний Новгород: Мининский ун-тет, 2016. C. 24–46.

10. Гресь Р.А. Этноботаника: отечественная и зарубежная парадигмы, направления и перспективы развития // Научный альманах. Науки о земле. 2017. № 1–3 (27). С. 317–327.

11. Иванов В.В., Топоров В.Н. Славянские языковые моделирующие семиотические системы. М.: Наука, 1965.

12. Иванов В.В., Топоров В.Н. Исследования в области славянских древностей. М.: Наука, 1974.

13. Клеман Д. Роль растений в ритуале трясущейся палатки инну // Сибирские исторические исследования. 2019. № 1. С. 64–89.

14. Колосова В.Б. Лексика и символика славянской народной ботаники: этнолингвистический аспект. М.: Индрик, 2009.

15. Колосова В.Б. Славянская этноботаника: очерк истории // Acta Linguistica Petropolitana. Труды Института лингвистических исследований РАН. Т. VI. Ч. 1 / Отв. ред. Н.Н. Казанский. СПб.: Наука, 2010. С. 7–30.

16. Колосова В.Б., Ипполитова А.Б. (отв. ред.) Этноботаника: растения в языке и культуре. СПб.: Наука, 2010.

17. Мартынова М.Ю., Фаис-Леутская О.Д. (отв. ред.) Вкус Европы: антропологическое исследование культуры питания. М.: Кучково поле, 2020.

18. Матусовский А.А. Горький маниок (Manihot esculenta Cranz) в контексте типологии культур индигенных групп Амазонии и Оринокии // Сибирские исторические исследования. 2019. № 1. С. 102–123.

19. Станюкович М.В. “Сын бетельного ореха и листа бетеля”: символика Areca catechu и Piper betle в фольклоре и традиционной культуре ифугао и других народов Филиппин // Acta Linguistica Petropolitana. Труды Института лингвистических исследований РАН. 2010. Т. VI. Ч. 1. С. 306–340.

20. Станюкович М.В. Черное и белое. Бетель, чернение и подпиливание зубов и колониальные предрассудки // Бетель, кава, кола, чат. Жевательные стимуляторы в ритуале и мифологии народов мира. Маклаевский сборник. Вып. 5 / Отв. ред, сост. М.В. Станюкович. СПб.: МАЭ РАН, 2015. С. 243–264.

21. Степанова О.Б. Галлюциногены растительного происхождения, жевание, рот, слюна и речь в традиционной культуре селькупов // Бетель, кава, кола, чат. Жевательные стимуляторы в ритуале и мифологии народов мира. Маклаевский сборник. СПб: МАЭ РАН, 2015. Вып. 5. С. 205–221.

22. Судник Е.М., Цивьян Т.В. Мак в растительном коде основного мифа (Balto-Balcanica) // Балто-славянские исследования 1980 / Отв. ред. Вяч.Вс. Иванов. М.: Наука, 1981. С. 300–317.

23. Топоров В.Н. Заметки о растительном коде основного мифа (перец, петрушка и т.п.) // Балканский лингвистический сборник / Отв. ред. Т.В. Цивьян. М.: Наука, 1977. С. 196–207.

24. Топоров В.Н. К семантике мифологических представлений о грибах // Balcanica: Лингвистические исследования / Отв. ред. Т.В. Цивьян. М.: Наука, 1979. С. 234–279.

25. Харитонова В.И., Ожиганова А.А., Купряшина Н.А. В поисках духовности и здоровья (новые религиозные движения, неошаманизм, городской шаманизм) // Исследования по прикладной и неотложной этнологии. Вып. 207. М.: ИЭА РАН, 2008.

26. Цивьян Т.В. “Повесть конопли”: к мифологической интерпретации одного операционного текста // Славянское и балканское языкознание. Карпато-восточнославянские параллели. Структура балканского текста / Отв. ред. Е.М. Судник, Т.В. Цивьян. М.: Наука, 1977. С. 305–317.

27. Шнирельман В.А. Русское родноверие: неоязычество и национализм в современной России. М.: Библейско-богословский институт Святого апостола Андрея, 2012.

28. Bensky D., Gamble A. Chinese Herbal Medicine: Materia Medica Revised Edition. Seattle: Eastland Press, 1993.

29. Bonjar S. Evaluation of Antibacterial Properties of Some Medicinal Plants Used in Iran // Journal of Ethnopharmacology. 2004 (October). No. 94 (2–3). P. 301–305.

30. Bourdieu P. La distinction. Critique sociale du jugement. Paris: Éditions de Minuit, 1979.

31. Cunnighan S. Encyclopedia of Magiсal Herbs. Woodbury: Llewellyn Publications, 1985.

32. Dalby A., Dalby R. Gifts of the Gods: A History of Food in Greece. L.: Reaktion Books, 2017.

33. Howard M. Traditional Folk Remedies. L.: Century, Ebury Press, 1987.

34. Lajçi B. Etnologji: rite, doke e zakone shqiptare. Prishtinë: Instituti Albanologjik, 2020.

35. Nunn J.F. Ancient Egyptian medicine. L.: British Museum Press, 1996.

36. Pieroni A., Quave C.L. (eds.) Ethnobotany and Biocultural Diversities in the Balkans: Perspectives on Sustainable Rural Development and Reconciliation. N.Y.: Springer, 2014.

37. Riccò I. Pluralismo terapeutico e medicina popolare: dalla segnatura alle medicine alternative // Lares. 2019. N. 3. P. 475–492.

38. Saki K. et al. An Ethnobotanical Study of Medicinal Plants with Narcotic, Sedative and Analgesic Effects in West of Iran // Journal of Biological Regulators & Homeostatic Agents. 2016. Vol. 30 (3). P. 807–810.

39. Saporetti C. Testi da Tell Yelkhi del periodo Isin-Larsa – II // Mesopotamia. Rivista di Archeologia, Epigrafia e Storia Orientale Antica. 2001. Vol. XXXVI. P. 89–102.

40. Siniscalchi V., Harper K. Food Values in Europe. L.: Bloomsbury, 2019.

41. Strmiska M.F. Modern Paganism in World Cultures // Modern Paganism in World Cultures: Comparative Perspectives / Ed. M.F. Strmiska. Santa Barbara: ABC-Clio, 2005. P. 18–22.

42. Unschuld P.U. Medicine in China: A History of Pharmaceutics. Berkeley: University of California Press, 1986.

Полная версия доступна только подписчикам
Подпишитесь прямо сейчас