Музей Смерти как институт памяти: музеефицированное прошлое и современные мемориальные практики
Отзывы
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)


Всего просмотров
524


Скачивания
104
Образовательные программы
УДК
39 Этнография. Жизнь народа. Обычаи. Образ жизни. Фольклор
Дата выпуска
28.12.2020
Год выпуска
2020
DOI
10.31857/S086954150013130-3
Музей Смерти как институт памяти: музеефицированное прошлое и современные мемориальные практики
Аннотация

В статье на основе полевых исследований рассматривается новосибирский Музей мировой погребальной культуры (Музей смерти) как институт памяти и пространство, формирующее новые мемориальные практики. Свою социальную миссию его сотрудники видят в возрождении погребальной культуры России и формировании новой культуры памятования. К какому прошлому апеллирует Музей смерти и каким образом оно оказывается овеществленным в его витринах? Как уживаются в его стенах память персональная и память как часть “духовного наследия”, прежде всего наследия нашей страны? Наконец, какие мемориальные практики формируются и оказываются востребованными в его стенах? На эти вопросы автор пытается найти ответы в статье. 

Об авторах
Данилко Елена Сергеевна
главный научный сотрудник
Институт этнологии и антропологии РАН
Библиография

1. Абрамов Р. Грани неформальной музеефикации “реального социализма”: материализация ностальгического аффекта // Политика аффекта: музей как пространство публичной истории / Под ред. А. Завадского, В. Склез, К. Сувериной. М.: Новое литературное обозрение, 2019. С. 274–299.

2. Ассман А. Длинная тень прошлого: мемориальная культура и историческая политика. М.: Неприкосновенный запас, 2018.

3. Бонами З. Музей в дискурсе аффекта // Политика аффекта: музей как пространство публичной истории / Под ред. А. Завадского, В. Склез, К. Сувериной. М.: Новое литературное обозрение, 2019. С. 51–79.

4. Гринько И.А. Музеи и мифы: новая система взаимоотношений // Электронный научно-образовательный журнал “История”. 2018. Т 9. Вып. 6 (70). https://doi.org/10.18254/S0002235-7-1

5. Данилко Е.С. Ночь музеев в Музее смерти: коммуникация на границе миров // Сибирские исторические исследования. 2019. № 4. С. 88–113. https://doi.org/10/1.17223/2312461X/26/5

6. Дукельский В. В поисках музейной концепции истории // Музейная экспозиция. Теория и практика. Искусство экспозиции. Новые сценарии и практики. На пути к музею ХХI века / Отв. ред. М.Т. Майстровская. М.: Российский институт культурологии, 1997. С. 33–41.

7. Завадский А., Склез В., Суверина К. (ред.) Политика аффекта: музей как пространство публичной истории. М.: Новое литературное обозрение, 2019а.

8. Завадский А., Склез В., Суверина К. Предисловие. Разум и чувства: публичная история в музее // Политика аффекта: музей как пространство публичной истории / Под ред. А. Завадского, В. Склез, К. Сувериной. М.: Новое литературное обозрение, 2019б. С. 7–51.

9. Саймон Н. Партиципаторный музей. М.: Ад Маргинем, 2017.

10. Сантино Д., Соколова А. Интервью с Джеком Сантино, автором книги Spontaneous Shrines and the Public Memorializations of Death // Археология русской смерти. 2016. № 3. С. 7–18.

11. Соколовский С.В. Множественное тело и мультимодальность смерти // Социология власти. 2019. Т. 31. № 2. С. 155–175. https://doi.org/10.22394/2074-0492-2019-2-155-175

12. Хлевнюк Д. Почувствовать права человека: аффект в музеях памяти // Политика аффекта: музей как пространство публичной истории / Под ред. А. Завадского, В. Склез, К. Сувериной. М.: Новое литературное обозрение, 2019. С. 106–123.

13. Ahmed S. The Cultural Politics of Emotion. Edinburgh: Edinburgh University Press, 2014.

14. Hooper-Greenhill E. Museums and the Interpretation of Visual Culture. N.Y.; London: Routledge, 2000.

15. Stone P. Dark Tourism Consumption – A Call for Research // e-Review of Tourism Research. 2005. № 2 (5). P. 109–117.

16. Stone P., Sharpley R. Consuming Dark Tourism: A Thanatological Perspective // Annals of Tourism Research. 2008. Vol. 35. № 2. P. 574–595. https://doi.org/10.1016/j.annals.2008.02.003

Полная версия доступна только подписчикам
Подпишитесь прямо сейчас