Как цифровые технологии трансформируют социальные науки
Отзывы
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)


Всего просмотров
751


Скачивания
73
Образовательные программы
УДК
39 Этнография. Жизнь народа. Обычаи. Образ жизни. Фольклор
Дата выпуска
31.03.2020
Год выпуска
2020
DOI
10.31857/S086954150008753-8
Как цифровые технологии трансформируют социальные науки
Аннотация

Социальные науки трансформируются благодаря цифровым технологиям. Социальные сети, мобильные приложения, цифровые следы, виртуальные пространства и многое другое либо становятся самостоятельными объектами исследования, либо оказываются неразрывно связанными с “материальной” повседневной жизнью. Но при этом цифровые технологии требуют формирования новых навыков (например, цифровой грамотности) для разных этапов работы с данными – от их сбора и обработки до интерпретации. Кроме того, переосмысляются дисциплинарные границы, методологические принципы и общий подход к дизайну исследований в связи c распространением цифровых практик. Статья посвящена тому, какие изменения происходят в социальных науках вследствие распространения цифровых технологий и данных, а также смешения границ дисциплин в исследовательской практике.

Об авторах
Земнухова Лилия Владимировна
научный сотрудник
Европейский университет в Санкт-Петербурге
Библиография

1. Атлас 2017 – Интерактивный атлас // Виртуальное население России. 2017. http://webcensus.ru

2. Прожито б.г. – Личные истории в электронном корпусе дневников // Прожито. http://prozhito.org

3. Обнинский проект б.г. – Обнинский цифровой проект. http://obninsk-project.net

4. Big Data 2015 – Big Data в социологии: дань моде или вызов времени? http://www.ranepa.ru/sobytiya/novosti/6900-grushin-conference (дата обращения: 20.11.2017).

5. Дудина В.И. Социологическое знание в контексте развития информационных технологий // Социологические исследования. 2015. № 6. С. 13–22.

6. Дудина В.И. Цифровые данные – потенциал развития социологического знания // Социологические исследования. 2016. № 9. С. 21–30.

7. Журавлева Е. Социология в сетевой среде: к цифровым социальным исследованиям // Социологические исследования. 2015. № 8. С. 25–33.

8. Земнухова Л., Руденко Н., Сивков Д. Цифровые городские исследования: проблемы взаимодействия и паттерны координации // Социологическое обозрение. 2019. Т. 18. № 4. С. 107–129.

9. Латур Б. Наука в действии: следуя за учеными и инженерами внутри общества. СПб.: Изд-во Европейского ун-та в Санкт-Петербурге, 2013.

10. Орлова Г. С качественного на дигитальный: политика цифрового перевода в качественных исследованиях. SSRN. 2017. https://dx.doi.org/10.2139/ssrn.2981567

11. Рогозин Д.М. Ошибки ввода данных открытых вопросов // Социология: методология, методы, математическое моделирование. 2004. № 9. С. 127–141.

12. Сивков Д.Ю. Большие данные в этнографии: вызовы и возможности // Социология науки и технологий. 2017. Т. 8. № 2. С. 56–67.

13. Толстова Ю. Социология и компьютерные технологии // Социологические исследования. 2015. № 8. С. 4–13.

14. Babuta A. Big Data and Policing: An Assessment of Law Enforcement Requirements, Expectations and Priorities // RUSI Occasional Paper, September 2017. https://rusi.org/sites/default/files/rusi-bigdata-press-2017.pdf

15. Berry D. The Computational Turn: Thinking About the Digital Humanities // Culture Machine. 2011. Vol. 12. P. 1–22.

16. boyd d. Social Network Sites: Definition, History, and Scholarship // Journal of Computer-Mediated Communication. 2007. No. 13 (1). P. 210–230.

17. boyd d., Crawford K. Critical Questions for Big Data // Information, Communication & Society. 2012. No. 15 (5). P. 662–679.

18. Burdick A. et al. Digital_Humanities. Cambridge: MIT Press, 2012.

19. Burrows R., Savage M. After the Crisis? Big Data and the Methodological Challenges of Empirical Sociology // Big Data & Society. 2014. P. 1–6. https://doi.org/10.1177/2053951714540280

20. Campolo A., Sanfilippo M., Whittaker M., Crawford K. AI now 2017 report. N.Y.: AI Now Institute at New York University, 2017.

21. Collins H., Evans R. The Third Wave of Science Studies: Studies of Expertise and Experience // Social Studies of Science. 2002. No. 32 (2). P. 235–296.

22. Deegan M., McCarty W. (eds.) Collaborative Research in the Digital Humanities: A Volume in Honour of Harold Short, on the Occasion of His 65th Birthday and His Retirement, September 2010. Aldershot: Ashgate Publishing, 2012.

23. Edwards A., Housley W., Williams M.L., Sloan L. Digital Social Research, Social Media and the Sociological Imagination: Surrogacy, Augmentation and Re-Orientation // International Journal of Social Research Methodology. 2013. No. 16 (3). P. 245–260.

24. Gillespie T., Boczkowski P., Foot K. Media Technologies: Essays on Communication, Materiality, and Society. Boston: MIT Press, 2014.

25. Hine C. Ethnography for the Internet: Embedded, Embodied and Everyday. Huntingdon: Bloomsbury Publishing, 2015.

26. Jenkins H. Transmedia Storytelling: Moving Characters from Books to Films to Video Games Can Make Them Stronger and More Compelling // Mit Technology Review. 15.06.2003. https://www.technologyreview.com/s/401760/transmedia-storytelling

27. Jenkins H. et al. Confronting the Challenges of Participatory Culture: Media Education for the 21st Century // Building the Field of Digital Media and Learning. Chicago: MacArthur Foundation, 2009. http://files.eric.ed.gov/fulltext/ED536086.pdf

28. Kitchin R. Big Data, New Epistemologies and Paradigm Shifts // Big Data & Society. 2014. April–June. P. 1–12. https://dx.doi.org/10.1177/2053951714528481

29. Lupton D. Digital Sociology. L.: Routledge, 2016.

30. Loos E., Haddon L., Mante-Meijer E. (еds.) The Social Dynamics of Information and Communication Technology. Aldershot: Ashgate Publishing, 2008.

31. Manovich L. Trending: The Promises and the Challenges of Big Social Data // Debates in the Digital Humanities / Ed. M.K. Gold. Minneapolis: University of Minnesota Press, 2011. P. 460–475.

32. McFarland D., Lewis K., Goldberg A. Sociology in the Era of Big Data: The Ascent of Forensic Social Science // American Sociologist. 2016. Vol. 47 (1). P. 12–35. https://dx.doi.org/10.1007/s12108-015-9291-8

33. Mills K.A. A Review of the Digital Turn in the New Literacy Studies // Review of Educational Research. 2010. No. 80 (2). P. 246–271.

34. Neumeier M. Metaskills: Five Talents for the Robotic Age. San Francisco: New Riders, 2012.

35. Ruppert E., Law J., Savage M. Reassembling Social Science Methods: The Challenge of Digital Devices // Theory, Culture & Society. 2013. No. 30 (4). P. 22–46.

36. Schnapp J. Knowledge Design. 2013. http://jeffreyschnapp.com/wp-content/uploads/2011/06/HH_lectures_Schnapp_01.pdf

37. Tsvetkova M. et al. Understanding Human-Machine Networks: A Cross-Disciplinary Survey // ACM Computing Surveys. 2017. Vol. 50 (12). P. 12:1–12:35. https://doi.org/10.1145/3039868

Полная версия доступна только подписчикам
Подпишитесь прямо сейчас