Миф о Мировом древе в шаманстве народов Сибири. Комментарии: Д. А. Функ. В поисках мирового древа: размышления о том, что, где и как мы ищем; Е. П. Батьянова. Деревья, шаманы и иные миры; А. В. Дыбо. Мировое древо и данные сибирских языков; Т. Д. Булгаков
Отзывы
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)


Всего просмотров
1158


Скачивания
195
Образовательные программы
УДК
39 Этнография. Жизнь народа. Обычаи. Образ жизни. Фольклор
Дата выпуска
16.06.2019
Год выпуска
2019
DOI
10.31857/S086954150005293-2
Миф о Мировом древе в шаманстве народов Сибири. Комментарии: Д. А. Функ. В поисках мирового древа: размышления о том, что, где и как мы ищем; Е. П. Батьянова. Деревья, шаманы и иные миры; А. В. Дыбо. Мировое древо и данные сибирских языков; Т. Д. Булгаков
Аннотация

В научной и популярной литературе мифологема Мирового древа обычно отражает пространственную структуру мироздания с Верхним и Нижним миром, характерную для шаманского мировоззрения. При внимательном рассмотрении ареала шаманской культуры, где представлено Мировое древо, обнаружилось, что оно реально не соответствует характеристике единой Мировой оси, соединяющей Верхний, Средний и Нижний миры. Причины, по которым оно оказалось в шаманской сфере, связаны с социально-экономическими процессами в средневековой истории народов Южной Сибири, Центральной и Восточной Азии. Авторы проанализировали основные работы по шаманству народов Сибири, в которых встречается понятие “Мировое древо”. Основным материалом для выводов послужили предметы шаманского культа и обрядовые тексты, а также их аборигенные интерпретации. В процессе исследования обнаружились два независимых культурных источника шаманской практики, характерной для Сибири, — тюркский и тунгусский, в которых образ дерева в ритуале имел разное смысловое наполнение.

Об авторах
Балалаева Ольга Эдуардовна
независимый исследователь
Плужников Николай Владимирович
научный сотрудник
Институт этнологии и антропологии РАН
Функ Дмитрий Анатольевич
Заведующий кафедрой этнологии исторического факультета
МГУ им. М.В. Ломоносова; НИ ТГУ
Батьянова Елена Петровна
старший научный сотрудник
Институт этнологии и антропологии РАН
Дыбо Анна Владимировна
заведующая отделом урало-алтайских языков (Институт языкознания РАН); заведующая лабораторией лингвистической антропологии (НИ ТГУ)
Институт языкознания РАН; НИ ТГУ
Булгакова Татьяна Диомидовна
профессор кафедры этнокультурологии Института народов Севера
Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена
Бурыкин Алексей Алексеевич
ведущий научный сотрудник
Институт лингвистических исследований РАН
Библиография

1. Алексеев Н.А. Традиционные религиозные верования якутов в XIX — начале ХХ в. Новосибирск: Наука, 1975.

2. Алексеев Н.А. Шаманизм тюркоязычных народов Сибири. Новосибирск: Наука, 1984.

3. Алексеенко Е.А. Шаманство у кетов // Проблемы истории общественного сознания аборигенов Сибири / Отв. ред. И.С. Вдовин. Л.: Наука, 1981. С. 90–128.

4. Анисимов А.Ф. Шаманские духи по воззрениям эвенков и тотемические истоки идеологии шаманства // Сборник МАЭ. Т. 13. Л.: Изд-во АН СССР, 1951. С. 187–215.

5. Анисимов А.Ф. Религия эвенков в историко-генетическом изучении и проблемы происхождения первобытных верований. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1958.

6. Анохин А.В. Материалы по шаманству у алтайцев, собранные во время путешествий по Алтаю в 1910–1912 гг. по поручению Русского Комитета для изучения Средней и Восточной Азии // Сборник МАЭ. 1924. Т. 4. Вып. 2. Пг.: Изд-во Российской АН, 1924.

7. Анучин В.И. Очерк шаманства у енисейских остяков // Сб. МАЭ. Т. 2. Вып. 2. СПб.: Типография Императорской Академии Наук, 1914.

8. Басилов В.Н. Избранники духов. М.: Изд-во политической литературы, 1984.

9. Батьянова Е.П. Телеуты рассказывают о шаманах // Шаманизм и ранние религиозные представления. К 90-летию доктора исторических наук, профессора Л.П. Потапова / Ред. Д.А. Функ. М.: ИЭА РАН, 1995. С. 48–62.

10. Батьянова Е.П. К портретам сибирских шаманов // Полевые исследования Института этнологии и антропологии РАН / Отв. ред. З.П. Соколова. М.: ИЭА РАН, 2005. С. 150–165.

11. Березкин Ю.Е. Мифологические деревья в лесу культуры // Этнографическое обозрение. 2012. № 6. С. 3–18.

12. Богораз В.Г. Материалы по изучению чукотского языка и фольклора, собранные в Колымском округе В.Г. Богоразом. Ч. I. Образцы народной словесности чукоч. СПб.: Типография Императорской Академии Наук, 1900.

13. Богораз В.Г. Чукчи. Ч. II. Религия. Л.: Изд-во Главсевморпути, 1939.

14. Богораз В.Г. Чукчи. Религия. М.: Книжный дом “Либроком”, 2011.

15. Булгакова Т.Д. Пространство, по которому путешествуют шаманы: на примере нанайцев // Sibirica. 2014. Vol. 13. No. 1. P. 1–39.

16. Булгакова Т.Д. Камлания нанайских шаманов. Fürstenberg/Havel: Verlag Der Kulturstiftung Sibirien, SEC Publications, 2016.

17. Бурыкин А.А. Хантыйские сказки и фольклор урало-алтайских народов. Ханты-Мансийск: ОУПИИР, 2017.

18. Ванг Пенглин. Графические метафоры состояний шамана в петроглифах и концептуализация шаманизма с помощью чисел // Антропологический форум. 2006. № 5. С. 259–277.

19. Василевич Г.М. Эвенки. Л.: Наука, 1969.

20. Вдовин И.С. Чукотские шаманы и их социальные функции // Проблемы истории общественного сознания аборигенов Сибири / Отв. ред. И.С. Вдовин. Л.: Наука, 1981. С. 178–217.

21. Волкова М.П. (изд., пер.) Нишань Самани Битхэ (предание о нишанской шаманке). М.: Восточная литература, 1961.

22. Гемуев И.Н. (отв. ред.) Традиционное мировоззрение тюрков Южной Сибири. Пространство и время. Вещный мир. Новосибирск: Наука, 1988.

23. Гончарова А.А., Беляева М.Е. Обряд береговых коряков “Хололо” (“Ололо”). Традиция и современность // Корякский обрядовый праздник “Хололо”. Этнографический сборник: методические рекомендации и сценарий / Сост. Г.М. Расохина. Петропавловск-Камчатский: Камчатпресс, 2012. C. 28–44.

24. Долгих Б.О. Бытовые рассказы энцев. М.: Изд-во Академии наук СССР, 1962.

25. Дыренкова Н.П. Материалы по шаманству у телеутов // Сборник МАЭ. Т. 10. Л.: Изд-во АН СССР, 1949. С. 108–190.

26. Дыренкова Н.П. Тюрки Саяно-Алтая. СПб.: Наука, 2012.

27. Дьяконов И.М. Архаические мифы Востока и Запада. М.: Наука, 1990.

28. Иванов С.В. Материалы по изобразительному искусству народов Сибири XIX — начала XX в. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1954.

29. Иванов С.В. К вопросу о значении изображений на старинных предметах культа у народов Саяно-Алтайского нагорья // Сборник МАЭ. Т. 16. Л.: Изд-во АН СССР, 1955. С. 165–264.

30. Иохельсон В.И. Юкагиры и юкагиризованные тунгусы. Новосибирск: Наука, 2005.

31. Карьялайнен К.Ф. Религия югорских народов: В 3 т. Т. 3. Томск: Изд-во Томского ун-та, 1996.

32. Кастрен М.А. Путешествие Александра Кастрена по Лапландии, северной России и Сибири (1838–1844, 1845–1849). М.: Типография А. Семена, 1860.

33. Крейнович Е.А. Нивхгу. М.: Наука, 1973.

34. Кубарев В.Д. Шаманистские сюжеты в петроглифах и погребальных росписях Алтая // Древности Алтая. Известия лаборатории археологии № 6 / Отв. ред. В.И. Соёнов. Горно-Алтайск: Горно-Алтайский гос. ун-т, 2001. С. 89–107.

35. Кулемзин В.М. Шаманство васюганско-ваховских хантов (конец XIX — начало ХХ в.) // Из истории шаманства / Отв. ред. Н.В. Лукина. Томск: Изд-во Томского университета, 1976. С. 3–154.

36. Лехтисало Т. Мифология юрако-самоедов (ненцев). Томск: Изд-во Томского университета, 1998.

37. Липская-Вальронд Н.А. Материалы к этнографии гольдов // Сибирская живая старина. 1925. Вып. III–IV. С. 145–160.

38. Львова Э.Л. Материалы по изучению шаманизма у коренного населения среднего Чулыма // Некоторые вопросы истории Сибири. Вып. 1. Томск: Изд-во Томского ун-та, 1972. C. 160–172.

39. Мазин А.И. Традиционные верования и обряды эвенков-орочонов (конец XIX — начало XX в.). Новосибирск: Наука, 1984.

40. Майнагашев С.Д. Жертвоприношение небу у бельтиров // Сборник МАЭ. Т. III. Пг.: Типография Императорской Академии Наук, 1916. С. 93–102.

41. Напольских В.В. Мифологема мирового древа и мифологии народов уральской языковой семьи // Этнографическое обозрение. 2012. № 6. C. 19–28.

42. Новик Е.С. Обряд и фольклор в сибирском шаманизме. М.: Наука, 1984.

43. Попов А.А. Тавгийцы. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1936.

44. Попов А.А. Нганасаны. Социальное устройство и верования. Л.: Наука, 1984.

45. Потанин Г.Н. Очерки северо-западной Монголии. Вып. IV. СПб.: Типография В. Безобразова и К°, 1883.

46. Потапов Л.П. Следы тотемистических представлений у алтайцев // Советская этнография. 1935. № 4–5. С. 134–152.

47. Потапов Л.П. Бубен телеутской шаманки // Сборник МАЭ. Т. 10. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1949. С. 191–200.

48. Потапов Л.П. Андрей Викторович Анохин как исследователь шаманства у алтайцев (к 55-летию со дня смерти) // Проблемы истории Горного Алтая / Отв. ред. Ф.А. Сатлаев. ГорноАлтайск: Горн.-Алт. НИИ истории, яз. и лит. (ГАНИИИЯЛ), 1987. С. 145–149.

49. Потапов Л.П. Алтайский шаманизм. Л.: Наука, 1991.

50. Прокофьева Е.Д. Костюм селькупского (остяко-самоедского) шамана // Сборник МАЭ. Т. 11. Л.: Изд-во АН СССР, 1949. С. 335–375.

51. Прокофьева Е.Д. Энецкий шаманский костюм // Сборник МАЭ. Т. 13. Л.: Изд-во АН СССР, 1951. С. 125–153.

52. Прокофьева Е.Д. Представления селькупских шаманов о мире // Сборник МАЭ. Т. ХХ. Л.: Изд-во АН СССР, 1961а. С. 54–74.

53. Прокофьева Е.Д. Шаманские бубны народов Сибири // Историко-этнографический атлас народов Сибири / Отв. ред. М.Г. Левин, Л.П. Потапов. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1961б. С. 435–490.

54. Прокофьева Е.Д. Шаманские костюмы народов Сибири // Религиозные представления и обряды народов Сибири в XIX — начале XX в. / Отв. ред. Л.П. Потапов, С.В. Иванов. Л.: Наука, 1971. С. 5–100.

55. Прокофьева Е.Д. Материалы по шаманству селькупов // Проблемы истории общественного сознания аборигенов Сибири / Отв. ред. И.С. Вдовин. Л.: Наука, 1981. С. 42–68.

56. Сем Ю.А. Космогонические представления нанайцев: Верхний мир // Религиоведческие исследования в этнографических музеях / Отв. ред. Б.В. Иванов. Л.: Музей этнографии народов СССР, 1990. С. 114–128.

57. Сивцев Д.К (Суорун Омоллоон), Ефремов П.Е. (сост.) Якутские сказки. Якутск: Книжное издво, 1990.

58. Симченко Ю.Б. Традиционные верования нганасан. Ч. 1. М.: ИЭА РАН, 1996.

59. Слепцов Е.П. Образ дерева в шаманстве якутов // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2008. № 86. С. 101–106.

60. Смоляк А.В. Шаман: личность, функции, мировоззрение (народы Нижнего Амура). М.: Наука, 1991.

61. Солярский В.В. Современное правовое и культурно-экономическое положение инородцев Приамурского края. Хабаровск: Типография канцелярии Приамурского генерал-губернатора, 1916.

62. Теин Т.С. Шаманы сибирских эскимосов // Проблемы истории общественного сознания аборигенов Сибири / Отв. ред. И.С. Вдовин. Л.: Наука, 1981. С. 218–232.

63. Топоров В.Н. Древо мировое // Мифы народов мира. Энциклопедия: В 2 т. Т. 1 / Отв. ред. С.А. Токарев. М.: Советская энциклопедия, 1980. С. 398–405.

64. Третьяков П. Праздник чистого чума // Шаманизм народов Сибири / Отв. ред. Т.Ю. Сем. СПб.: Филологический факультет СПбГУ, 2006. С. 440–443.

65. Функ Д.А. Материалы А.В. Анохина по шорскому шаманству // Шаманизм и ранние религиозные представления. К 90-летию доктора исторических наук, профессора Л.П. Потапова / Отв. ред. Д.А. Функ. М.: ИЭА РАН, 1995. C. 180–205.

66. Функ Д.А. Телеутское шаманство: традиционные этнографические интерпретации и новые исследовательские возможности. М.: ИЭА РАН, 1997а.

67. Функ Д.А. Неизвестное описание шаманского бубна телеутов из архива А.В. Анохина // Этнографическое обозрение. 1997б. № 4. С. 40–47.

68. Функ Д.А. Тувинский шаман Шончур Тожу и его бубен (по материалам П.И. Каралькина) // Acta Ethnographica Hungarica. 2003. Vol. 48 (3–4). P. 451–464.

69. Функ Д.А. Миры шаманов и сказителей: комплексное исследование телеутских и шорских материалов. М.: Наука, 2005.

70. Харитонова В.И. Феникс из пепла? Сибирский шаманизм на рубеже тысячелетий. М.: Наука, 2006.

71. Хелимский Е.А. Keto-Uralica // Кетский сборник. Антропология. Этнография. Мифология. Лингвистика / Отв. ред. Е.А. Алексеенко. Л.: Наука, 1982. С. 238–251.

72. Хомич Л.В. Ненцы. М.; Л.: Наука, 1966.

73. Хомич Л.В. Шаманы у ненцев // Проблемы истории общественного сознания аборигенов Сибири / Отв. ред. И.С. Вдовин. Л.: Наука, 1981. С. 5–41.

74. Цинциус В.И. (отв. ред.) Сравнительный словарь тунгусо-маньчжурских языков: В 2 т. Т. 2. Л.: Наука, 1977.

75. Шатилов М.Б. Драматическое искусство ваховских остяков // Из истории шаманства / Отв. ред. Н.В. Лукина. Томск: Изд-во Томского университета, 1976. С. 155–165.

76. Штернберг Л.Я. Гиляки, орочи, гольды, негидальцы, айны: статьи и материалы. Хабаровск: Дальгиз, 1933.

77. Штернберг Л.Я. Культ орла у сибирских народов // Сборник МАЭ. Т. V. Вып. 2. Л.: Изд-во АН СССР, 1925. С. 717–740.

78. Элиаде М. Шаманизм: архаические техники экстаза. Киев: София, 2000 [1951].

79. Atkinson J.M. Shamanisms Today // Annual Review of Anthropology. 1992. Vol. 21. P. 307–330.

80. Bulgakova T.D. Nanai Shamanic Culture in Indigenous Discourse. Fürstenberg/Havel: Verlag Der Kulturstiftung Sibirien, SEC Publications, 2013.

81. Dybo A.V. Proto-Turkic Mythologie Terms: Some Etymological Observations // Shaman. 2018. Vol. 26. No. 1–2. P. 21–40.

82. Funk D. Teleut Shamanhood: Some Unknown Pages of Ethnographic Studies // Shaman (Budapest). 2004. Vol. 12. No. 1–2. P. 97–113.

83. Hamayon R.N. Shamanism: Symbolic System, Human Capability and Western Ideology // The Concept of Shamanism: Uses and Abuses / Ed. H. Francfort, R. Hamayon, P. Bahn. Budapest: Akadémiai Kiadó, 2001. P. 1–27.

84. Handelman D. The Development of a Washo Shaman // Ethnology. 1967. No. 6. P. 444–464.

85. Havelka F.J. Sibir. Praha: Plamja, 1926.

86. Kaplan A. The Conduct of Inquiry: Methodology for Behavioral Science. San Francisco: Chandler, 1964.

87. Мanker Е. Die lappische Zaubertrommel. Eine ethnologische Monographie. Bd. 2. Die Trommel als Urkunde geistigen Lebens. Stockholm: Die Trommel als Urkunde geistigen Lebens, 1950.

88. Menges K.H. Drei Schamanengesänge der Ewenki-Tungusen Nordsibiriens. Düsseldorf: Eugen Diederichs Verlag, 1993.

89. Potapow L.P. Die Schamanentrommel bei den altaischen Völkerschaften // Glaubenswelt und Folklore der sibirischen Völkern / Ed. V. Diószegi. Budapest: Akadémiai Kiado, 1963. S. 223–256.

90. Shirokogoroff S.M. Psyсhomental Complex of the Tungus. L.: Trubner & Co, 1935.

Полная версия доступна только подписчикам
Подпишитесь прямо сейчас