“Железные символы железной поры”: о практике “нагелунга” в Германии и Австро-Венгрии в годы Первой мировой войны
Отзывы
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)


Всего просмотров
797


Скачивания
53
Образовательные программы
УДК
39 Этнография. Жизнь народа. Обычаи. Образ жизни. Фольклор
Дата выпуска
26.12.2018
Год выпуска
2018
DOI
10.31857/S086954150001479-6
“Железные символы железной поры”: о практике “нагелунга” в Германии и Австро-Венгрии в годы Первой мировой войны
Аннотация

В годы Первой мировой войны практика “нагелунга” (“гвозжения”) различных национальных и военных символов в Германии и Австро-Венгрии являлась формой благотворительности и социальной поддержки, воздействовавшей на население интегрирующим и мобилизирующим образом. Связанная с этой практикой символика, а также действия и ритуалы служили подтверждением коллективной идентичности. Будучи по происхождению гражданскими инициативами, “нагелунги” активно поощрялись властями как в пропагандистских целях, так и по практическим соображениям. Каждый артефакт служил не только текущим интересам, но и представлял собой попытку сознательного воздействия на культуру памяти. Затянувшаяся война исчерпала материальные и моральные ресурсы общества и привела к фактическому прекращению практики “нагелунга”.

Об авторах
Медяков Александр Сергеевич
Доцент кафедры новой и новейшей истории исторического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова
Библиография

1. Вульф К. Антропология. История, культура, философия. СПб: Изд-во Санкт-Петербургского ун-та, 2008.

2. Медяков А. С. “На память о великом человеке”. Бисмарк на немецкой почтовой открытке рубежа XIX–XX вв. // Новая и новейшая история. 2017. № 1. С. 218–228.

3. Хобсбаум Э. Изобретение традиций // Вестник Евразии. 2000. № 1. С. 47–62.

4. Шенк Ф. Б. “Августовское переживание”: начало Первой мировой войны как поворотный пункт немецкой истории // Новое литературное обозрение. 2012. № 4 (116). C. 441–453. http://www.nlobooks.ru/node/2556

5. Brandt S. Nagelfiguren. Nailing Patriotism in Germany 1914–18 // Matters of Conflict: Vaterial Culture, Vemory and the First World War / Ed. N. J. Saunders. Abingdon: Routledge, 2004. P. 62–71.

6. Densford K. E. The Wehrmann in Eisen: Nailed Statues as Barometers of Habsburg Social Order during the First World War // European Review of History: Revue européenne d’histoire. 2017. Vol. 24 (2). P. 305–324. http://dx.doi.org/10.1080/13507486.2016.1257571

7. Diers M. Nagelmänner. Propaganda mit ephemeren Denkmälern im Ersten Weltkrieg // Mo(nu)mente. Formen und Funktionen ephemerer Denkmäler / Hg. M. Diers. Berlin: Akademie Verlag, 1993. S. 113–135.

8. Dörner A. Politischer Mythos und symbolische Politik. Der Hermannmythos: zur Enstehung des Nationalbewußtseins der Deutschen. Reinbek bei Hamburg: Rowohlt-Taschenbuch-Verl, 1996.

9. Fliege Th. “Mein Deutschland sei mein Engel Michael”. Sankt Michael als national-religiöser Mythos // Alliierte im Himmel. Populare Religiosität und Kriegserfahrung / Hg. G. Korff. Tübingen: Tübinger Vereinigung für Volkskunde, 2006. S. 159–199.

10. François E., Siegrist H., Vogel J. Die Nation. Vorstellungen, Inszenierungen, Emotionen // Nation und Emotion. Deutschland und Frankreich im Vergleich 19. Und 20. Jahrhundert / Hg. E. François, H. Siegrist, J. Vogel. Göttingen: Vandenhoeck & Ruprecht, 1995. S. 13–38.

11. Galle M. Der Erzengel Michael in der deutschen Kunst des 19. Jahrhunderts. München: Herbert Utz Verlag, 2002.

12. Grote B. Der deutsche Michel. Ein Beitrag zur publizistischen Bedeutung der Nationalfiguren. Dortmund: Ruhfus, 1967.

13. Goebel S. The Great War and Medieval Memory. War, Remembrance and Medievalism in Britain and Germany, 1914–1940. Cambrige: Cambrige University Press, 2007.

14. Goebel S. Chivalrous Knights Versus Iron Warriors: Representations of the Battle of Matériel and Slaughter in Britain and Germany, 1914–1940 // Picture This: World War I Posters and Visual Culture. Studies in War, Society, and the Military / Ed. P. James P. Lincoln: University of Nebraska Press, 2009. P. 79–110.

15. Hoegen J. v. Der Held von Tannenberg. Genese und Funktion des Hindenburg-Mythos. Köln: Böhlau Verlag, 2007.

16. Höpp G. Muslime in der Mark. Als Kriegsgefangene und Internierte in Wünsdorf und Zossen. Berlin: Das Arabische Buch, 1997.

17. Kronenberg M. Kampf der Schule an der “Heimatfront” im Ersten Weltkrieg: Nagelungen, Hilfsdienste, Sammlungen und Feiern im Deutschen Reich. Hamburg: Disserta Verlag, 2014.

18. Munzel-Everling D. Kriegsnagelungen. Wehrmann in Eisen. Nagel-Roland. Eisernes Kreuz. Wiesbaden, August 2008.

19. Rausch H. Kultfigur und Nation: öffentliche Denkmäler in Paris, Berlin und London 1848–1914. München: R. Oldenburg Verlag, 2006.

20. Schneider G. Zur Mobilisierung der Heimatfront. Das Nageln sogenannter Kriegswahrzeichen im Ersten Weltkrieg // Zeitschrift für Volkskunde. 1999. № 95. S. 32–62.

21. Szarota T. Der deutsche Michel. Die Geschichte eines nationalen Symbols und Autostereotyps. Osnabrück: Edition Fibre, 1998.

22. Schwanitz W. G. Djihad “Made in Germany”. Der Streit um den Heiligen Krieg 1914–1915 // Sozial. Geschichte. Zeitschrift für historische Analyse des 20. und 21. Jahrhunderts. 2003. № 2. S. 7–34.

23. Vechtel Ch. “Nagelungen” – die fast vergessenen Kriegswahrzeichen // Bildpropaganda im Ersten Weltkrieg/ Hg. R. Zühlke. Hamburg: Verlag Ingrid Kämpfer, 2000. S. 305–326.

24. Wülfing W., Bruns K., Parr R. Historische Mythologie der Deutschen 1789–1918. München: Fink, 1991.

25. Zechlin E. “Der Inbegriff des germanischen Menschen”. Bismarck-Bild 1915: eine Mischung von Sage und Mythos // Die Zeit. 2.04.1965. https://www.zeit.de/1965/14/der-inbegriff-des-germanischen-menschen/komplettansicht

Полная версия доступна только подписчикам
Подпишитесь прямо сейчас